Темы  /  Веб.Анализ

Сайт БЧ: в ожидании второй волны электрификации

26 марта 2012
Сайт БЧ: в ожидании второй волны электрификации

Сайт белорусской железной дороги www.rw.by, запущенный в 2003 году, отметит через год свой первый юбилей. За 10 лет существования он успел обзавестись довольно обширной и слегка запутанной структурой функционала. Создатели постарались, чтобы в него поместилось всё, что так или иначе касается «чыгункі».

Старый добрый паровоз

Тут можно найти и расписание движения поездов, и нормативные документы, и сводки с первенства работников железной дороги по волейболу. Хотите приобрести остов радиатора — вам тоже сюда.

Такой принцип информационной организации безусловно имеет свои плюсы, однако очень сильно усложняет жизнь миллионам рядовых пользователей, то есть пассажирам. Именно они создают главный трафик на сайт любой железной дороги, белорусская — не исключение.

Раздел навигации сайта, непосредственно адресованный пассажирам, хоть и находится вверху страницы, тем не менее визуально «тонет» в массиве информации для юридических лиц, материалов для служебного пользования и внутрикорпоративных новостей. Это как раз тот случай, когда пользователь, попавший на сайт впервые, может запросто не найти элементарного и самого необходимого. Сайт явно перегружен. Очень хочется расчистить визуальное пространство и в значительной степени упростить навигацию.

Создатели постарались, чтобы в него поместилось всё, что так или иначе касается «чыгункі»

Старая добрая Joomla — движок сайта БЧ — за десятилетие «обросла» килобайтами текстового контента со скромным интерактивом, который можно выжать из бесплатной CMS. Однако очевидно, что сайт любой железной дороги — это прежде всего интерфейс пассажира.

Интерфейс на rw.by по сути один. Это заказ билетов онлайн на poezd.rw.by с особо жёстким красным текстом «Обратите внимание» на главной и вполне сносным онлайн-справочником по движению поездов и наличию мест в них. Только кеширование результатов поиска иногда ставит пассажира в тупик — при повторном запросе уже другой информации выдаётся тоже самое. Помогает F5+shift.

Интерфейс на rw.by по сути один. Это заказ билетов онлайн на poezd.rw.by с особо жёстким красным текстом «Обратите внимание» на главной и вполне сносным онлайн-справочником по движению поездов и наличию мест в них

Очень специфическая форма расчёта грузовых тарифов перенаправляет на сайт Брестского отделения «чыгункі». Сам сайт БЧ из форм «выдержал» только скромный опрос о курении. Даже электронные обращения ограничились двумя адресами-ссылками электронной почты.

Скоростные локомотивы Европы

Для сравнения сайт литовской железной дороги www.litrail.lt предлагает пользователю простую структуру. Главная страница четко разделяет контент на три раздела: пассажирские перевозки, грузовые перевозки и инфраструктура. При выборе одного из этих разделов появляется окно дальнейшей навигации. Кликнув на раздел пассажирских перевозок, пользователь сразу попадает на страничку поиска маршрутов. В чем сайт литовской железной дороги уступает родному rw.by — это отсутствие онлайн-бронирования.

Главная страница Lietuvos geležinkeliai четко разделяет контент на три раздела: пассажирские перевозки, грузовые перевозки и инфраструктура

Сайт французской железной дороги www.sncf.com содержит море информации, однако довольно прост в обращении. Окно поиска маршрутов на главной странице, единая система навигации и дизайн в фирменных цветах. Единственное, что портит впечатление — это попсовое жд-радио, насильственно транслируемое главной страницей сайта. Обладатели мобильных устройств и медленного соединения также огорчатся — сайт полностью написан на flash. Есть большая вероятность, что ваша «таблетка» его просто не отобразит. У sncf.com обязательно стоит позаимствовать кнопку-экспандер в шапке «Tous les sites SNCF», где собраны все сайты железнодорожной корпорации Франции.

Английский www.nationalrail.co.uk «обогнал» сайт БЧ по критерию «user-friendly». На главной странице удобно расположены поиск маршрутов, поиски специальных предложений, самых дешевых билетов, планировщик путешествий. Есть лента из twitter. И никакого корпоративного волейбола и узкоспециальных актов для посвященных. Сайт сконцентрирован исключительно на пассажире или путешественнике и его нуждах. Корпоративные перевозки вынесены на сайты компаний-операторов английской «железки».

Особенно радует раздел «Travel tools», где пассажир может скачать мобильное расписание, обновляемое в реальном времени. Невероятно приятен раздел размещения «Hotels» с поиском-подбором лучших мест в гостиницах английских городов, рейтинги и рекомендации путешественникам.

Примеры в своём классе — сайты немецкого ДойчеБана и финский оператор жд-перевозок VR. Немцы предлагают ошеломляющую витрину сотен предложений с возможность оплатить билеты кредитками и электронными PayPal. Это единственный европейский сайт-хаб с 13 языковыми версиями и подстройкой главной страницы под путешественника из каждой соседней страны. Бриллиантовая идея для транзитной Беларуси!

Это единственный европейский сайт-хаб с 13 языковыми версиями и подстройкой главной страницы под путешественника из каждой соседней страны 

Финны предлагают максимально использовать мобильные приложения, через которые можно следить за расписанием, движением поездов по карте. Набор виджетов на сайте VR предлагает самые экономные варианты поездки с опцией онлайн-заказа билета.

Интересная особенность многих европейских ЖД-сайтов — множество рекламных баннеров. Совсем не удивительно, учитывая целевой трафик из тысяч пассажиров ежедневно посещающих сайты национальных «железок». И этот трафик способен приносить прибыль.

Наш Stadler вперед летит

БЧ уже имеет пример сайта «для людей» — rwminsk.by. Столичному отделению «железки» сайт создали в 2003 и обновили в 2010 отечественные гуру-интерфейсов и юзабилити — Red Graphic. Их «облачное» меню хорошо ориентирует в информации. Весь интерактив — заказ билетов онлайн — вынесен на головной портал rw.by, хотя было бы очень интересно увидеть реализацию интерфейса заказа от Red Graphic.

БЧ уже имеет пример сайта «для людей» — rwminsk.by 

Несомненно, в недрах БЧ уже зреет, если не созрела, идея капитального редизайна главного железнодорожного портала страны. Вероятно, свои брендированные страницы появятся у нового формата пассажирских перевозок, символом которых стали швейцарские Stadler на белорусских рельсах.

Естественно то, что rw.by нужно разделить на три самостоятельных ресурса — пассажирский портал, сервис-центр перевозок для компаний и инфостраницу о славной истории и современности наших железнодорожников. Последнюю часть можно вынести на Facebook, где с помощью шкалы времени показать всю историю национальных железных путей с 1862 года.

Кроме интерфейсов всевозможных заказов на сайте «для людей» — в ближайшее время БЖД планирует продавать электронные билеты — обязательно нужно «оживить» ресурс разными формами обратной коммуникации с пассажирами. Важно «не забыть» популярные у белорусов социальные медиа и мобильные приложения для адроид-айфонов.

В движении белорусских поездов наверняка есть примеры не очень удобного расписания или не самых удачных маршрутов. В то же время существуют маршруты, которых явно не хватает. Эти вопросы могут публично обсуждаться методом краудсорсинга в рамках любых открытых форм — комментариев, форума, тви-ленты или страницы в Facebook.

Пассажиру нужно дать возможность заполнить в поезде электронную анкету о качестве обслуживания проводниками или заказать икру с шампанским из вагона №1 в ресторане вагона №9. Такие простые онлайн-сервисы могут действовать вполне как часть интранета каждого поезда, так и через сервер жд-портала.

Выиграли бы все: пользователи смогли бы катализировать обсуждение насущных проблем и, соответственно, содействовать решениям по важным для них вопросам; белорусская железная дорога получила бы бесплатную конструктивную критику и хорошие адекватные предложения.

Мнения:

Метки

Книги