Темы  /  Строительство e-Gov

Электронная медицина в Беларуси: положение дел. Часть 1.

19 мая 2013
Telemedicine

Расходы на здравоохранение

Бюджет-2013, принятый Палатой представителей Национального собрания Беларуси в конце прошлого года, предполагает увеличение расходов на здравоохранение до 26 трлн. рублей. Здравоохранение, образование и культура стали приоритетными статьями бюджета. Для сравнения напомним, что запланированные расходы на здравоохранение в бюджете на 2012 год составляли 18.2 трлн. рублей. Это в 1.8 раза превышало запланированные расходы на здравоохранение на 2011 год.

Увеличение расходов во многом обусловлено экономическими причинами, например девальвацией белорусского рубля. Но кроме экономических причин существуют и причины административного плана. Так, например, не стоит забывать про увеличение населения города Минска. Если на 1 января 2012 года население столицы составляло 1 миллион 885 тысяч человек, то на 1 января 2013 года оно составило 1 миллион 900 тысяч.

Безусловно, рост населения требует мобилизации административных ресурсов, в том числе и улучшения инфраструктуры здравоохранения. Строящиеся в городе новые микрорайоны нуждаются в новых поликлиниках, как взрослых, так и детских. Для примера возьмём микрорайоны Каменная горка, Домбровка, Кунцевщина и Красный Бор. На четыре микрорайона, три из которых являются новыми и активно застраиваются, на данный момент действует только одна взрослая и одна детская поликлиника. В планах постройка новых поликлиник, но для этого необходимо выделять дополнительные средства.

Перспективы электронной медицины в Беларуси

Тем не менее ещё в 2010 году планировалось сокращение расходов на здравоохранение посредством введения электронных карт, а также перехода на единую электронную систему, объединяющую поликлиники и больницы города Минска. Предположительно единая электронная карта пациента позволила бы ему не быть столь сильно привязанным к определённым учреждениям здравоохранения. Также это сократило бы в три раза время работы врачей и уменьшило бы очереди в поликлиниках, вызванные, например, необходимостью закрыть больничный.

Однако на сегодняшний день переход к электронной медицине остаётся на зачаточном уровне.

Так, в ряде поликлиник действительно существует возможность заказать «талон» к врачу через интернет, но, как показывает опыт, сделать это очень тяжело и проще получить талон посредством телефонного звонка. Причём не обязательно информация об отсутствии талонов на сайте поликлиники является правдивой. Верно и обратное, когда талонов действительно нет, хотя сайт предлагает заказать талон.

Получается, что электронная медицина и реально оказываемые медицинские услуги существуют как бы в параллельных мирах.

Поэтому на данный момент говорить о таких передовых формах оказания медицинских услуг, как, например, дистанционная диагностика посредством телекоммуникации, не приходится.

Показательно, что на прошедшей 27 сентября 2012 года онлайн пресс-конференции с министром здравоохранения Беларуси Василием Жарко не было задано вопросов, касающихся электронной медицины. Презентация нового проекта «О здравоохранении», направленного на модернизацию здравоохранения и сокращение расходов, продемонстрировала, что «экономить» планируется другими способами. Например, рассматривалась возможность введения в поликлиниках символической оплаты при посещении врача с целью сокращения очередей, предполагается отказ от бесплатного амбулаторного лечения больных гепатитом C.

При этом Василий Жарко сообщил, что медицинские центры (видимо, частные) обращаются в Министерство здравоохранения с просьбой предоставить им право выписывать больничные листы, но Министерство отказывает им в этом праве. Говорить о возможности дистанционной выписки больничного листа пока явно не приходится.

Единый портал электронных услуг

Чтобы разобраться с тем, на каком уровне находится электронная система здравоохранения, мы решили разобраться с существующими электронными услугами. На сегодняшний день в Беларуси работает Единый портал электронных услуг, который, в частности, предоставляет и услуги, связанные со здравоохранением. К услугам здравоохранения, оказываемым частным лицам, относятся:

1. Запись на приём к врачу через Интернет. Тут можно записаться как к врачу из поликлиники, так и к стоматологу, но, например,15 мая 2013 кнопка записи к врачу городских поликлиник не работала, хотя на следующий день возможность записаться к врачу уже была. Кнопка записи к стоматологу отсылает на портал http://smile-city.by/, который предоставлял информацию о различных стоматологических поликлиниках.

То есть, чтобы записаться к стоматологу, вам необходимо всё равно воспользоваться телефоном.

2. Предоставление сведений о ходе рассмотрения заявок на экспертизу и испытания лекарственных средств в Центре экспертиз и испытаний в здравоохранении. Полагаю, что данная услуга полезнее юридическим лицам, а именно компаниям, которые занимаются продажей лекарственных средств.

3. Заказ медицинских препаратов в РУП «Белмедпрепараты». Опять же данная услуга будет полезна скорее компаниям, нежели физическим лицам. Вряд ли граждане будут килограммами скупать «Аевит» или аскорбиновую кислоту.

4. Перечень лекарственных средств, забракованных контрольно-аналитическими лабораториями Центра экспертиз и испытаний в здравоохранении. Дублирует услугу номер 2, то есть ссылка отправляет на тот же сайт.

5. Предоставление сведения из Реестра изделий медицинской техники и медицинского назначения Республики Беларусь. Всё тот же знакомый синий сайт с атмосферой 90-х, что и при услугах 2 и 4.

6. Предоставление сведений из Государственного гигиенического реестра Республики Беларусь. Куда мы попадаем, если кликаем на кнопку «перейти»? Правильно, в знакомое тёмно-синее пространство.

7. Предоставление сведений из Государственного реестра лекарственных средств Республики Беларусь. No comment. Название говорит само за себя.

8. Перечень продукции, не подлежащей государственной гигиенической регистрации в Республике Беларусь. Тут остаётся только указать ссылку на этот сайт, который «дефолтом» указан для такого большого количества услуг: http://rceth.by/Refbank/default.aspx Различаются для различных услуг лишь реестры.

9. Предоставление сведений об актах государственной санитарно-гигиенической экспертизы. Вновь тот же сайт, нужно лишь выбрать другой реестр.

10. Предоставление сведений из реестра свидетельств о государственной гигиенической регистрации продукции в Центре экспертиз и испытаний в здравоохранении. Без изменений.

11. Предоставление сведений из Реестра свидетельств о государственной регистрации Республики Беларусь на товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза. Ссылка на сайт: http://gr.rcheph.telecom.by/ Данная услуга скорее является информационной.

Итак, единый портал электронных услуг предоставляет 11 услуг в области здравоохранения, из которых 9, скорее всего, не понадобятся физическому лицу и отсылают к сайту Центра экспертиз и испытаний в здравоохранении, один является информационным, а самая полезная услуга (заказ талона к врачу) не всегда работает. Услугу заказа талона к стоматологу также нельзя назвать дигитальной, так как она предполагает привычное набирание телефонных номеров.

Но быть может, на сегодняшний день белорусская система здравоохранения просто не вышла на уровень централизованного оказания электронных услуг? Чтобы проверить это, в следующей статье мы просмотрим основные сайты органов здравоохранения в Беларуси и постараемся узнать, предоставляют ли они какие-либо электронные услуги.

Смотрите также:

Электронная медицина в Беларуси:  часть 2

Электронная  медицина в Беларуси:  часть 3

Мнения:

Метки

Книги