Темы  /  Лучшие практики, Темы

Как Южная Корея строила е-правительство: от кризиса к умным городам

e-gov-in-keyboard

South Korea, one of the leaders in e-Gov UN Index 2012, suggested Belarus assistance in the transformation of its government institutes. In this paper author considers the process of eGov formation in South Korea and analyzes the prospects of two countries’ cooperation in eGov sphere. In particular, he addresses the following set of questions: what was Korea’s path towards advanced eGov development? What difficulties did eGov enthusiasts encounter while elaborating road map for the eGov system formation? What similarities and differences do both countries share in public administration sphere and decision-making structure?

About the author: Vasil Navumau completed his PhD at the Graduate School for Social Research at the Polish Academy of Sciences.  Currently he is an editor of Belarusian web-based journal e-gov.by, devoted to discussion and popularization of ideas in the sphere of public sector innovation, e-government formation and e-participation enhancement in Belarus. His research interests focus on the ways new ICTs influence the transformation of repertoire, scope and ideology of social movements and the ways they can contribute to the formation of more transparent, participative and inclusive government.

————————

Южная Корея — лидер в развитии электронного правительства — предложила Беларуси свою помощь в преобразовании институтов государственной власти при помощи ИКТ. Каким же будет е-правительство в Беларуси? Предлагаем взглянуть на перспективы сотрудничества двух стран в данной сфере через призму строительства е-правительства в Южной Корее.

Рейтинг е-правительства ООНООН во второй раз подряд признала электронное правительство Южной Кореи лучшим в мире. Первое место в мировом eGov-рейтинге ООН Южной Корее удалось завоевать благодаря развитию онлайн-сервисов для граждан, строительству телекоммуникационной инфраструктуры, повышению квалификации специалистов, занимающихся формированием «е-правительства». Однако основной прорыв Южной Кореи в сфере строительства е-правительства заключается в активном использовании мобильных технологий. Сегодня каждый гражданин Южной Кореи может настроить южнокорейский e-government под свои нужды, а также обеспечить доступ к нему через мобильные приложения. А ведь еще в 60-х страна страной правили военные, ее экономика была одной из беднейших в регионе.

Знакомые начинания

Южная Корея сделала первые шаги в строительстве электронного правительства уже в конце 1980-х, когда власти решили использовать ИКТ, чтобы сделать свои действия максимально эффективными. С этой целью были составлены пять национальных баз данных в сфере государственного управления, финансов, образования и исследования, национальной обороны и национальной безопасности, а затем запущен государственный проект по созданию информационной сети.

В середине-конце 1990-х экономический кризис вынудил власти задуматься о реформе слишком раздутого государственного аппарата. В общей сложности, под сокращение в попали около 17 тысяч чиновников; одновременно власти стали активно внедрять новые ИКТ в деятельность государственных органов.

Тогда же, в конце 90-х, был принят основной закон о плане по информатизации. В частности, были разработаны 7 систем управления в следующих сферах: социальное обеспечение, почтовые услуги, метеорология, перевозка грузов и защита интеллектуальных прав. Была запущена официальная интернет-страница правительства, переведена в электронный формат деятельность налоговых и таможенных органов (e-Customs), система госзакупок («Narajangteo»), введены в действие электронная система выдачи паспорта и система по предотвращению мошенничества на рынке недвижимости. Все эти меры действительно помогли сделать работу корейских государственных институтов более эффективной.

В начале 2000х началось формирование инфраструктуры электронного правительства в его современном понимании, а также реализация 11 ключевых инициатив. С 2003 года начался второй этап строительства электронного правительства: под контролем специального комитета власти реализуют уже 31 проект. И успехи в их реализации привлекают внимание далеко за границами страны.

Цели и стратегия строительства е-правительства Основные этапы в строительстве е-правительства

Услуги на экспорт

Надо сказать, что проект е-правительства уже приносит весьма ощутимый доход. Так, после публикации результатов вышеупомянутого рейтинга ООН в 2010 году Корея увеличила объем экспорта услуг по формированию электронного правительства чуть ли не в два раза (с $148 млн. в 2010 до $235 млн. в 2011).

Корейская служба по сертификации информации или KICA, является крупнейшим мировым экспортером ИТ-сервисов на основе электронной подписи. Только в 2010-2009 годах они запустили центр сертификации ключей в Коста-Рике, поставили решения для е-правительства в Камерун, создали систему электронных госзакупок во Вьетнаме. Среди акционеров службы есть такие гиганты индустрии электроники, как LG и Samsung. Конечно, не остаются в стороне и страны ЕС, которые активно перенимают опыт Южной Кореи.

По некоторым оценкам, объем глобального рынка услуг электронного правительства составляет примерно 160 миллиардов долларов, что сопоставимо с размером рынка мобильной телефонии. Власти Южной Кореи рассчитывают, что экспорт экспертного знания поможет наладить тесное сотрудничество со странами партнерами, которые принесут в экономику страны инвестиции в размере 3,2 миллиарда долларов.

Умные города

Яркий пример успеха проекта — так называемые «умные города» (U-cities). Они основаны на идее повсеместных вычислений (ubiquitous computing): в таких городах обычные повседневные заботы и проблемы граждан (например, государственные услуги, информация о маршрутах транспорта, удаленная диагностика заболеваний и т.п.) решаются благодаря использованию смартфонов или других устройств. При этом, гражданам не требуется изучать как действуют те или иные технологии или устройства. Вместо этого, устройства сами приспосабливаются к среде проживания человека.

Новая административная столица Южной Кореи — город Сечжон, может служить прекрасной иллюстрацией того, что представляет собой «умный город» . Власти уже вложили 8 400 миллиардов вон (75,5 миллионов долларов) в реализацию 54 инновационных проектов, таких, как здания, в которых используются геотермальные системы отопления. Для новой административной столицы Южной Кореи архитекторы разработали систему скоростного автобусного транспорта, которая регулируется при помощи ИКТ.

Канцелярия премьер-министра Южной Кореи в городе Сечжон (фото Yonhap News)

Недавно здесь также была введена в действие первая в Корее инновационная образовательная система: умные школы и университеты открыли свои двери 2 марта. Время входа в школу каждого ученика регистрируется благодаря специальным ID-карточкам с RFID-чипами; родители получают автоматическое SMS-сообщение о том, что их дети в этот день не прогуляли уроки. Школьники усваивают новые знания, глядя на электронные доски, причем информация с досок транслируется напрямую в электронные записные книжки. Расписание уроков, а также другую актуальную информацию можно узнать с электронных табло.

Электронные книги пришли на смену бумажным тетрадям в умных школах Сечжона

В качестве еще одного примера успеха е-правительства, можно привести стремительное преображение одного из самых оживленных районов Сеула — Гангнам-гу. Сегодня граждане, проживающие в Гангнам-гу, могут оплатить коммунальные услуги или заполнить налоговую декларацию через мобильные устройства. А еще, совсем недавно, в Гангнам-гу была запущена высокоскоростная сеть передачи данных, а вместе с ней и уникальная система видеонаблюдения для предупреждения преступлений на основе интеллектуального анализа изображений.

Электронное правительство в Беларуси

Какие же плоды может принести сотрудничество Южной Кореи и Беларуси в сфере строительства е-правительства? Прежде всего, стоит сказать, что у белорусских властей есть определенное понимание того, каким образом необходимо преобразовывать правительственные институты при помощи ИКТ. В частности в соответствии с постановлением Совмина № 509 от 31 мая 2012 года к 1 января 2016 года все государственные институты должны будут запустить электронные услуги на едином портале электронных услуг. Эксплуатация этих систем и оказание на их базе услуг организациям и гражданам будут осуществляться единым оператором — республиканским унитарным предприятием «Национальный центр электронных услуг» (НЦЭУ). Уже к 2015 году через единый портал электронных услуг НЦЭУ должен будет оказывать 24 базовые электронные услуги и развивать новые.

На данный момент Беларусь занимает 61 место в уже упомянутом мировом eGov-рейтинге ООН, отставая от ведущих стран в таких двух параметрах, как индекс онлайн-сервисов и телекоммуникационной инфраструктуры, в то время как по развитию человеческого капитала Беларусь занимает стабильные верхние позиции. И введение хотя бы нескольких государственных электронных услуг, вкупе с активным строительством телекоммуникационной инфраструктуры (развитие ШПД и обеспечение доступности интернета для всех граждан) позволило бы стране значительно улучшить свое итоговое положение в рейтинге.

Учитывая высокий человеческий потенциал, а также сравнительно невысокий уровень заработной платы для IT-специалистов, Южная Корея могла бы использовать Беларусь в качестве экспериментальной площадки для строительства своей версии е-правительства в Европе. Первые шаги в данном направлении уже делаются. Так, недавно было заявлено о запуске курсов по теории электронного правительства, а также инновационному развитию и реформированию в государственном управлении, которые будет вести южнокорейский эксперт профессор О Тхэ Тон. Эти курсы, преподаваемые в Академии администрации при президенте и во многом ориентированные именно на представителей госадминистрации, ознакомят белорусов с ключевыми идеями и принципами функционирования е-правительства.

В то же время, как отмечает Валерий Цепкало, трансформация институтов при помощи ИКТ в белорусских реалиях будет означать радикальное изменение всех административных процедур, структуры управления министерств и механизмов взаимодействия между ними, а также процесса принятия решений в правительстве и экономике. И пока сложно себе представить, что подобные изменения могут состояться.

Наумов Василий

Мнения:

Метки

Книги