Темы  /  e-Gov обзор

Беларусь создаёт ядро e-gov: национальный центр е-услуг

4 мая 2012
Беларусь создаёт ядро e-gov: национальный центр е-услуг

Административное воплощение электронного правительства появилось в Беларуси. 19 марта 2012 года зарегистрирован Национальный центр электронных услуг (НЦЭУ). Директором назначен бывший глава департамента Минсвязи Андрей Ильин.

Центр е-услуг — это видимый результат президентского указа № 515, которым также был сформирован Совет по развитию информационного общества при президенте Республики Беларусь. Курировали концепцию и создание НЦЭУ сотрудники интеллектуальной спецслужбы — Оперативно-аналитического центра (ОАЦ). Пока в новом центре работает всего 4 человека.

G2G (Government to Government)

В 2012 году новый центр сконцентрируется на G2G-задачах, то есть обеспечит электронное межведомственное взаимодействие, аналогичное российскому СМЭВ. До декабря этого года НЦЭУ будут переданы ряд информационных межведомственных систем:

  • автоматизированная система корневого удостоверяющего центра госсистемы управления открытыми ключами;
  • единая информационная система контроля за выполнением поручений президента;
  • интегрированная автоматизированная система контрольной (надзорной) деятельности;
  • общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС);
  • система межведомственного электронного документооборота госорганов.

Ожидается также, что с 2013 года вся служебная переписка госорганов должна будет осуществляться в электронном виде. Это позволит создать белорусский аналог межведомственного электронного документооборота, как необходимое дополнение к СМЭВ.

Хотя пока вообще не ясен масштаб внедрения электронного документооборота в госорганах Беларуси. Отрывочные новости о тендерах или практиках внедрения СЭД в министерствах позволяют предположить, что процесс далек от своего завершения.

G2С (Government to Citizen)

Следующим этапом станет развитие G2C-инфрастуктуры, основным элементом которой должен стать персональный ID для граждан и юрлиц. Его цифровая основа ГосУОК — государственная система управления открытыми ключами, по словам Андрея Ильина, должна заработать у концу 2013 года.

Директор НЦЭУ Андрей Ильин. Фото: БелТА Как следствие — на базе ГосУОК с созданием корневого центра мы уже сможем говорить о создании некой системы идентификации юридических и физических лиц,

— отметил глава НЦЭУ в интервью журналисту TUT.by. Появление персонального ID и его форм-фактора в виде пластиковой карточки сделает электронные услуги доступными практически каждому жителю страны.

Очевидно, что именно новому центру Белтелеком передаст в ближайшее время белорусский портал электронных госуслуг — portal.gov.by. Через портал к 2015 году НЦЭУ должен оказывать 24 базовые е-услуги и развивать новые.

Проблему низкой медиаграмотности белорусов особенно старшего возраста, которую отмечала egov-эксперт Марина Соколова, глава НЦЭУ предлагает решать через «информационных посредников». Например, оператор Белпочты сможет помочь бабушке воспользоваться электронной услугой на дому или в почтовом отделении. Логично также создание колл-центра по примеру Норвегии, для ориентирования клиентов по телефону.

Кроме электронных ключей и электронных услуг НЦЭУ будет заниматься поддержкой и развитием системы электронных госзакупок. Ранее эта задача лежала на Национальном центре маркетинга.

Позитивная eGov-монополия

Создание НЦЭУ — безусловно позитивное решение, которое сведет в одну точку разрозненные усилия множества РУПов по госинформатизации. Хотя почему его не создали в самом начале тернистого пути белорусского e-government? Большинство европейских стран логично начинали именно с этого.

Также радует, что portal.gov.by наконец обретет реального «хозяина» в лице НЦЭУ, а не очередное ведомство-донора.

Другой вопрос: сможет ли новый центр предложить белорусской экономике нечто концептуальное и прозрачное, вроде эстонской системы электронного взаимодействия государства, граждан и бизнеса Х-Road?

Пока для большинства граждан и реального сектора национальное электронное правительство больше набор малопонятных аббревиатур, чем легкий и удобный инструмент работы с государством. Национальный центр электронных услуг, надеемся, изменит ситуацию.

Мнения:

Метки

Книги