Темы  /  Строительство e-Gov

Есть ли у электронного правительства в Беларуси драйверы?

24 мая 2017
11a7

В завершении круглого стола на тему «Электронное правительство», организованного в рамках форума International Government Forum-2017, Вячеслав Шкадаревич, сооснователь и руководитель kartateka.by, задал вопрос, существуют ли в Беларуси драйверы — движущие силы — занимающиеся развитием e-government в стране. С сожалением,  модератор дискуссии Марина Соколова, эксперт Baltic Internet Policy Initiative и член Многосторонней консультативной группы Форума по вопросам управления интернета вынуждена была признать, что подобных драйверов нет и сфера электронного правительства в стране развивается стихийно.

Думаю, что даже сторонние посетители круглого стола по его окончанию смогли убедиться, что электронное правительство является проблемным вопросом для Беларуси. Сложности начинаются уже с определения понятия, так как не существует нормативной базы, регулирующей работу и развитие e-government. При этом и IGF, и Tibo, и недавнее заявление президента показали, что электронное правительство, как область, непосредственно связанная с ИТ-технологиями, со стороны государства получает приоритет в развитии.

Складывается ощущение, что в термине “электронное правительство” власть в первую очередь смущает “правительство”.

Ей куда проще говорить о развитии информационного (электронного общества) или цифровой экономике, чем о появлении еще одного правительства.

Ориентация на рейтинг

Во время дискуссии заместитель генерального директора по научной и инновационной работе ОИПИ НАН Кругликов Сергей четко определил ориентиры развития электронного правительства в Беларуси. К сожалению, ими стало не формирование электронной демократии или же упрощение механизма обратной связи между гражданами и административным аппаратом, а повышение позиций в рейтинге ООН. Так, в соответствии с рейтингом ООН от 2016-го года (United Nations E-government survey – 2016) Беларусь занимает 49 место по индексу развития электронного правительства, что является весьма неплохим показателем. Однако, как отметил в рамках дискуссии эксперт по e-Governance/e-Democracy Юрий Мисников, по индексу вовлеченности населения в работу электронного правительства (E-Participation Index) Беларусь находится на 76 месте. Нельзя сказать, что и это плохой показатель. Аналогичную позицию занимает, например, Чехия. 

Неуместной стоит признать саму практику ориентирования на рейтинги.

Подгоняя под рейтинговую систему работу электронного правительства, власть дискредитирует саму идею e-government.  

Отсутствие определения и нормативно-правовой базы, регулирующих действия электронного правительства

Проблемы с e-government в Беларуси возникают уже на уровне определения. Как отметил директор и учредитель АНО «Информационная культура» Иван Бегтин, сегодня существует ряд новых терминов в этой области, таких, как цифровое правительство и открытое правительство.

Однако в Беларуси ни одно из понятий не закреплено на нормативно-правовом уровне. 

На мой вопрос, существует ли хоть какой-то юридический документ, описывающий работу электронного правительства, доцент Белорусского технологического университета Сергей Шавров, ответил, что нет. Есть закон об электронном документе и электронной подписи. Также вопросу электронного правительства уделено внимание в «Государственной программе развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы«. В частности там отмечено: » Индикатором успешности реализации Государственной программы станет повышение к 2020 году позиций Республики Беларусь в рейтинге по индексу готовности к электронному правительству Организации Объединенных Наций (далее – ООН) и рейтинге по индексу развития информационно-телекоммуникационных технологий в соответствии с классификацией МСЭ».

Примечательно, что никто из экспертов про эту программу не упомянул. Правда, Сергей Кругликов отметил, что есть постановление разработать концепцию и стратегию развития электронного правительства, но сроки реализации этого постановления он назвать не смог.

Отсутствие концепции и стратегии развития электронного правительства c четко обозначенными целями, сроками и средствами их достижения не позволяет сделать прозрачными реализуемые в рамках e-government проекты и значительно усложняет работу независимых экспертов.

При этом ориентироваться нужно не на рейтинги, а на нужды граждан. Хорошими примерами для разработки подобных документов могут быть аналогичные «Концепция электронного правительства в Украине» или «Системный подход электронного правительства Российской Федерации «Электронное правительство 2020″, хоть и эти документы не без изъянов.

Ориентировано ли электронное правительство в Беларуси на граждан?

Классический треугольник взаимодействия в рамках электронного правительства имеет три основания — граждане, государство и бизнес. Причем степень активности у каждого участника процесса должна быть одинаковая. Если кто-то из них проявляет большую активность, то нельзя говорить об устойчивом развитии e-government.

Эксперты отметили, что в Беларуси не существует единой консолидированной позиции по вопросам электронного правительства. Так, Сергей Шавров припомнил опыт последних организованных в стране выставок и конференций, в которых ему приходилось участвовать, и вынужден был признать, что в сфере e-government действуют разрозненные группы с различной мотивацией. И если локомотивом развития электронного правительства выступают такие государственные институты, как Республиканское унитарное предприятие «Национальный центр электронных услуг», то говорить о взаимодействии с частными ИТ-инициативами не приходится.

Причиной можно считать и пассивность граждан, однако следует ключевым следует признать следующий факт:

реализуемые государством программы герметичны, не выставляются на общественное обсуждение и не популяризируются среди других участников процесса развития электронного правительства.

В качестве примера можно привести сайт 115.бел, высоко оцененный некоторыми участвовавшими в работе круглого стола экспертами. Однако стоит отметить, что данный ресурс доступен только жителям города Минска. А Единый портал электронных услуг по-прежнему работает со сбоями и, как показал мой опыт общения с ИТ-активистами, в регионах представители администрации настоятельно рекомендуют пользоваться услугами оффлайн, чтобы “не возникало никаких вопросов”.

Что необходимо сделать для развития электронного правительства в Беларуси?

Кроме принятия нормативно-правовых актов, регулирующих и определяющих развитие электронного правительства, а также налаживания взаимодействия между гражданами, государством и бизнесом, существует еще один вопрос, который необходимо решить. На него обратил внимание Юрий Мисников. Это создание экспертного сообщества, которое бы позволило не только стимулировать и корректировать работу e-government, но и помогло бы учесть мировой опыт развития электронного правительства. Увы, отметил эксперт, ни на одной конференции он не встречался с представителями Беларуси. При  этом важно, чтобы эта группа сформировалась как можно быстрее, чтобы запущенные и активированные в последнее время механизмы развития e-government работали успешно.

 Именно экспертное сообщество должно принять активное участие в разработке концепции электронного правительства

Также эксперты должны выступить модераторами рабочего процесса коворкинга, в который будут включены граждане, государство и бизнес.

В завершении круглого стола директор Human Costanta Андрей Сушко задал провокационный вопрос: “Cколько человек, среди присутствующих, пользуется онлайн-услугами?”. Из всего зала руку подняло лишь трое. Это стало наглядным примером того, что даже те, кто интересуется вопросами электронного правительства, редко пользуются онлайн-услугами в повседневной жизни. Данная пассивность граждан развязывает руки авторитарии государственных институтов, которые всегда могут заявить о том, что электронное правительство просто не востребовано. Однако, думаю, вопрос не в востребованности, а в информированности и в доверии к e-government.

Поддерживать и развивать ИТ-сектор невозможно, когда административные институты находятся в глубоком оффлайне.

Однако пока механизм e-government не работает. Драйверов нет.

Ближайший год покажет, временное ли это явление или же в данной области нас ждет затяжной период стагнации

Автор: Алексей Овчинников

Фото: Алена Вільтоўская, racyja.com

Мнения:

Метки

Книги