Темы  /  Smart City

Смарт сити по-литовски

vilnius_final_s_3

С момента образования независимой Литовской Республики власти уделяли информационным инновациям первостепенное значение. В марте 1991 года правительство Литвы учредило Совет Республики по информации, состоящий из представителей академических кругов, государственных учреждений и частных компаний, которые выступали в роли экспертов по информационной государственной политике. В декабре 2000 года Сейм Литвы принял решение сформировать действующий на постоянной основе Комитет по развитию информационного общества[1]. Это подтверждает, что правительство Литвы считает информационную политику стратегическим национальным интересом. Одним из результатов этой политики является стремительное развитие информационной инфраструктуры в столице страны, Вильнюсе.

В настоящий момент «умный Вильнюс» занимает ведущие позиции в мировых рейтингах электронных городов.

Конечно, значительную роль в этом успехе сыграла финансовая поддержка Евросоюза, который выделил значительные средства на развитие информационного общества.

В 2004-2006 годах Европейский фонд регионального развития выделил 59 миллионов литов (45,5 млн евро) на проекты в области развития информационного общества[2]. В 2007-2013 годах организация выделила в общей сложности 829 миллионов литов (237 миллионов евро) на инициативы, призванные ускорить экономический рост и предложить гражданам новые электронные услуги [3]. На протяжении обоих периодов 2004-2006 и 2007-2013 основная доля поддержки структурных фондов ЕС, предназначенных для этой области, предоставлялась по двум направлениям: развитие электронной инфраструктуры и внедрение электронных услуг.

В июне 2010 года статус Комитета развития информационного общества был изменён — из учреждения при правительстве Литовской Республики он превратился в институт при Министерстве транспорта и коммуникаций. Получив значительные денежные вливания, Министерство в сотрудничестве с самоуправлением Вильнюса смогло преобразить транспортную систему города. Так,

сегодня, как показывает рейтинг компании IBM, Вильнюс входит в 16 самых перспективных «умных городов».

Во многом это произошло из-за того, что специалисты IBM провели с представителями министерства консультации и семинары по разработке электронной системы управления пассажиропотоком и по другим вопросам е-транспорта и коммуникаций.

Как утверждают эксперты, превращение Вильнюса в смарт сити приведёт к улучшению инвестиционного климата, развитию новых способов сбора, проверки, анализа информации. Также проект «умного города» позволит оптимизировать процесс принятия административных решений и сделает его более прозрачным. Это значит, что большая часть услуг, к которым граждане обращаются ежедневно, станет легкодоступной и дешёвой. Кроме того, появятся новые возможности, ранее недоступные для массового пользователя.

Решение конкретных проблем. Транспорт

В 2013 году в Вильнюсе произошла транспортная революция — власти изменили движение ряда маршрутов, ввели электронный билет (так называемую «Карточку виленчука»). Билет можно пополнять как через банковский счёт, так и в киосках «Литовская печать». Во время поездки на терминале в автобусе или троллейбусе вам предложат выбрать время поездки: 30 либо 60 минут. Даже если придётся поменять транспорт в течение выбранного времени, то не надо будет доплачивать — достаточно прикоснуться электронным билетом к регистратору, чтобы зафиксировать смену маршрута. Сделано это для того, чтобы оптимизировать работу пассажиропотока наземного транспорта. А иного, как известно, пока в Вильнюсе нет. Такая система пришлась многим горожанам по душе, так как позволяет перемещаться по городу без прямой привязки к маршрутам[4].

Также на сайте транспорта Вильнюса можно скачать нехитрое приложение для мобильного телефона, через которое можно заплатить за паркинг, вызов такси и общественный транспорт — всё это облегчает жизнь виленчуков. «Карточка виленчука» также принимается при оплате аренды оранжевых велосипедов, которые наверняка хорошо знакомы как местным жителям, так и туристам.

Но что же делать гостям столицы? Неужели им нужно покупать билеты у водителя по цене 1 евро за штуку? Нет. Тут вам вновь поможет смарт сервис: за сумму от 17 евро турист может купить себе «Карточку Вильнюса», при помощи которой можно будет не только воспользоваться общественным транспортом, арендовать велосипед или заплатить за такси, но и бесплатно посетить большинство культурных объектов. Также бесплатно, либо с большими скидками, можно заказать экскурсии и скачать аудиогиды.  Кроме того, владельцы многих заведений предоставляют обладателям карточки большие скидки. Так что главное преимущество данной карты — универсальность.

Вильнюс, как е-город. Роль компаний и частного капитала

Средства для развития  умного города Вильнюса поступают не только от мэрии и европейской комиссии. Существенную помощь оказывают частные компании. Как сообщает Инвест Литва, в 2014 году Вильнюс выиграл грант IBM Smarter Cities Challenge, в рамках которого в период 2014 — 2015 получил консультационные услуги на сумму 500 тысяч долларов США от лучших специалистов IBM. Консультации были направлены на решение проблем городского транспорта и его регулирование, совершенствование интеллектуальных систем и на разработку программ эффективного использования данных.

Однако инициатива по реализации смарт сити проектов в первую очередь исходит от администрации.

Без институциональной поддержки и инициативы городского управления ни Европейская комиссия, ни частные компании не могут участвовать в развитии «умного города». Тут стоит отдать должное бывшему мэру Вильнюса Артурасу Зуокасу, который активно принимал участие во внедрении смарт инноваций в разных сферах услуг. Именно он предложил создать терминалы с оранжевыми велосипедами, которые жители Вильнюса и туристы могли бы арендовать по невысокой цене. Однако расчеты показали, что реализация проекта будет затратной и муниципалитет не сможет финансировать все этапы за счет бюджетных средств: необходимо создать терминалы, которые бы располагались в центре города, закупить парк велосипедов, регулярно обслуживать их. Получилось, что один такой велосипед — если суммировать расходы на его покупку и амортизацию – должен обойтись в 5 тысяч евро.

При подобных затратах «оранжевый велосипед» стал статусным видом транспорта, который могут позволить себе лишь обеспеченные жители и гости Вильнюса. Так, за его аренду нужно оставить залог в районе 150 евро, а проехать бесплатно на таком велосипеде можно только 30 минут, после чего цена, в зависимости от времени пользования, начнет расти.

Сделать услугу более доступной решил бизнесмен-эмигрант Александр Швецов, который на свой страх и риск в рамках проекта «Dropbyke» летом 2015 года запустил в прокат велосипеды со встроенными маячками.

Швецов смог сделать так, что цена проката снизилась до одного евро в час. Чтобы воспользоваться услугой, нужно скачать с сайта Dropbyke специальную программу, которая укажет, где припаркованы близлежащие велосипеды. Затем, при помощи pay-pal или банковского счета, нужно заплатить базовую цену за аренду велосипеда. После этого надо ввести номер велосипеда, в аренде которого вы заинтересованы, и дождаться, когда на смартфон придет код от замка. Припарковать велосипед можно там, где будет удобно —  хоть в центре Вильнюса, хоть на окраине. Время аренды учитывается до того момента, пока пользователь не вышлет фотографию припаркованного велосипеда с описанием места положения.

Особенностью этого проекта является то, что используются велосипеды либо приобретенные Швецовым, либо предложенные гражданами, которых привлекают идеи совместного пользования имущества.

Как отмечает бизнесмен, если дела пойдут хорошо, то любой сможет арендовать велосипед. Также, учитывая, что данные о пользователе будут попадать в единую базу данных, красть велосипеды будет невыгодно. Эта программа пока только тестируется, но в случае успеха она будет опробована и в других городах.

В конечном счете Швецов планирует превратить аренду велосипедов в Вильнюсе в сервис, похожий на Uber.

Напомним, что данному приложению удалось стать крупнейшим в мире сервисом такси без единого автомобиля: каждый водитель может стать таксистом. Похожим образом действует и концепция «Dropbyke»: человек, который в данный момент не использует велосипед, может предоставить его в аренду тому, кому он необходим.

Является ли Вильнюс единственным «умным городом» в Литве? Первый литовский смарт сити

Интересный факт. Первым «умным городом» в Литве стал вовсе не Вильнюс. В 2004 году проект смарт сити начал реализовываться в Алитусе, шестом по величине городе в Литве, неформальной столице Дзукийского этнографического региона.

Эксперимент по созданию широкого спектра электронных услуг городское самоуправление Алитуса осуществило в сотрудничестве с сотовым оператором Омнител, который выпустил в продажу 70 тысяч специальных SIM-карт. Цель — при помощи сотовой связи объединить горожан в единую сеть. Предполагалось, что пользоваться информационными и другими сервисами горожане будут через MMS. И хотя на данный момент электронный документооборот в Литве централизирован, именно Алитус вошёл в историю как первый «умный город».

Е-бюрократия. «Интернет-зеркало» смарт сити

Так как большинство услуг в рамках «умного города» предоставляется через интернет, то неудивительно, что для их реализации была создана единая площадка, которой стал сайт вильнюсского самоуправления, который, в свою очередь, работает в рамках общереспубликанского портала “Электронные врата власти”. Данный портал уже третий год подряд занимает 11-е место в международном рейтинге е-городов, в котором участвуют 100 муниципалитетов из разных уголков мира. Составлением рейтинга с 2003 года занимается институт при Университете Рутгерса (США).

По последним данным сайт самоуправления Вильнюса оценивается в 53.82 балла из 100.

Первое же место уже долгое время держит муниципалитет Сеула с оценкой 85,8 баллов.

На сайте Вильнюсского городского самоуправления предлагают воспользоваться следующими е-услугами:

  • работа с архивом администрации Вильнюса, заказ справок и выписок, работа по запросу с доставкой на домашний адрес;
  • работа с гражданским реестром — изменение гражданского состояния, регистрация по адресу, а также регистрация смерти;
  • ознакомление с культурными инициативами мэрии города Вильнюса;
  • предложения принять участие в конкурсах по проектам различной культурной направленности;
  • решение вопросов, связанных с налогами;
  • возможность получить удостоверение охранника зелёных насаждений;
  • возможность написать заявление о социальных выплатах;
  • возможность декларировать своё место жительство, получить бесплатную первичную юридическую помощь и ещё многое-многое другое.

Не забыли в мэрии и о людях с ограниченными возможностями — находясь у компьютера, можно как привести в порядок свои социальные выплаты, так и заказать социальный транспорт. А вот эмигрантской странички не предусмотрено. Также нельзя найти варианты работы с национальными меньшинствами, хотя Вильнюс и позиционирует себя как мультикультурный город.

В разделе е-демократия можно подать петицию, принять участие в заседании правления онлайн, просмотреть архивные записи заседаний и так далее.

Однако стоит отметить, что пока работа системы не отлажена.

Мне удалось в этом убедиться на собственном опыте. Так, используя банковский счёт, я присоединилась к Вильнюсскому городскому самоуправлению и попыталась зарегистрировать своих детей в ДДУ (детском дошкольном учреждении). Система дала сбой и посоветовала мне обратиться к специалисту. Я написала по указанному адресу, ждала несколько дней, однако мне так и не ответили на заданный вопрос. Этот случай заставил задуматься, действительно ли система электронного администрирования работает? Не является ли Вильнюс «смарт сити» лишь номинально, продолжая в действительности работать, как обычная бюрократическая машина двадцатого века? В продолжение темы актуальных для меня вопросов, таких, например, как регистрация ребёнка в садик, отмечу, что для решения насущной проблемы мне всё равно нужно будет звонить по телефону и скорее всего ещё и куда-то идти.  А ведь в Вильнюсе, да и в Литве в целом — это очень острая проблема уже много лет. Люди ждут очереди в садик чуть ли не до того времени, когда детям уже пора идти в школу.

Перспективы развития. Предварительные выводы

Молодой и энергичный новый мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс считает, что идеал смарт сити достижим только при политике открытых данных, когда информация о работе госструктур и бизнеса попадает в общую базу. Таким образом, госструктуры, бизнес, а также физические лица могут беспрепятственно пользоваться открытыми данными для развития своего бизнеса, улучшения качества услуг либо для выбора услуг, больше всего удовлетворяющих их интересам.

На данный момент обмен данными затруднён, большая часть из них не поступает во всеобщее пользование. Тем не менее, перспективы весьма радужные — информационное политика самоуправления, в том числе распределение бюджета, больше не будет секретом ни для рядовых граждан, ни для бизнеса, ни для других госструктур. И хотя динамику пока отследить не представляется возможным, остается надеяться, что в ближайшее время планы молодого мэра Вильнюса реализуются, и мы сможем наблюдать в действии программу «Знание», основы которой были заложены ещё при первом президенте Литвы Валдасе Адамкусе.

Автор: арт-активистка Ника Выговская

Примечания

[1] В пояснительной записке к данной Резолюции подчеркивается, что «в новом десятилетии развитие информационного общества должно стать главной национальной идеей, так же, как идея свободного рынка, которая была приоритетом в течение первого десятилетия независимости Литвы»

[2] Проекты были предложены в рамках Меры 3 «Развитие информационных технологий услуг и инфраструктуры» Приоритета 3 «Развитие производственного сектора» Единого Программного Документа Литвы на 2004-2006 годы

[3] Проекты были предложены в рамках Приоритета 3 «Информационное общество для всех» в оперативной программе экономического роста

[4] Аналогичную систему, как сообщает БЕЛта, планируют использовать и в Минске

Мнения:

Метки

Книги