Темы  /  Smart City

Как развивался умный город Дубай

dubai

На днях Шейх Мохаммед, эмир Дубая и премьер-министр ОАЭ, объяснил, как через 100 лет его страна построит город на Марсе. Учитывая, что уже в 2017-м в Дубае должны появиться летающие такси, эта программа кажется не такой уж фантастической.

По задумке инженеров, пассажиру всего лишь нужно будет выбрать на мониторе точку назначения, а сам полет на высоте 3 тысячи футов (900 метров) и при скорости 100-160 км/час будет контролироваться наземной службой с помощью сетей 4G.

Сам летающий аппарат оснащен высокочувствительными сенсорами и устойчив к экстремальным температурам, но не рассчитан для полета в дождь.

Вообще, по плану местного правительства, к 2030 году каждая четвертая поездка по воздуху, земле или воде будет совершаться без водителя, то есть беспилотником.

А еще раньше, к 2020 году, Дубай должен стать самым «умным» городом на Земле.

Какие города «умные»?

До переезда на Ближний Восток автор работала в большой международной компании, занимавшейся исследованием в области Open Data in Smart Cities («открытые данные для «умных городов»). Дело было в Брюсселе. Все европейские примеры были тогда перед глазами. Переехав в Дубай, у него появилась возможность наблюдать другой, азиатский путь развития умных городов.

«Умными» принято называть города, в которых потребности горожан обеспечиваются быстро и эффективно. Это касается транспорта, здравоохранения, образования, окружающей среды, государственных услуг и вообще всего, что только окружает рядового горожанина каждый день.

Под «умной мобильностью» (Smart Mobility) подразумевается выполнение условий, позволяющее всем жителям города с удобством пользоваться городскими транспортными системами, вне зависимости от их возраста и достатка. Любой горожанин должен иметь возможность с комфортом добраться из пункта А в пункт Б, будь то на личном автомобиле или с помощью комбинации велосипед-метро-автобус.

Современным технологиям главная роль отводится не всегда, но они упрощают решение поставленных «смарт сити» проблем. Ведь горожане пользуются мобильными приложениями, GPS, городскими табло и различными онлайн-сервисами, информация на которые в режиме реального времени поступает с сенсоров и других каналов.

Европа или Азия, кто «умнее»?

Во всех частях света «умные города» — это большой технологический тренд. Власти хотят сделать жизнь резидентов удобнее, чтобы те с удовольствием жили, работали и, как следствие, приносили деньги в казну.

В Европе и Азии подходы к воплощению идеи умных городов не одинаковы.

Прежде всего, дело в бюджетах. В том же Европейском Союзе с его 28 членами зачастую есть другие, более важные статьи расходов, поэтому идеальные модели ученых зачастую не реализуются.

На том же Ближнем Востоке или, например, в Сингапуре или Южной Корее, бюджеты для создания высокотехнологичных решений для городов несравнимо больше. Кроме того, если инфраструктура традиционных европейских городов не всегда открыта для нововведений, то, например, Дубай — это молодой город, строящийся практически с нуля. Все коммуникации здесь могут быть проложены согласно новым стандартам.

Почему Дубай хочет стать самым «умным»?

Высокие здания, рукотворные острова, метро без машиниста, автобусные остановки с кондиционерами, а теперь еще и летающие такси. Все это, безусловно, впечатляет. Принято считать, что причина такого успеха — нефтяные деньги. На самом деле, это не совсем так.

В начале XX века Дубай был небольшим, но важным портом в Персидском заливе. На территории эмирата проживало около 20 тысяч человек, по большей части занимавшиеся добычей жемчуга и торговлей с соседними странами.

Все резко изменилось в конце 60-х годов, когда на территории эмирата нашли нефть.

Началось развитие инфраструктуры, появились больницы, школы, современные аэропорты и другие блага цивилизации. Но вскоре стало понятно, что запасы нефти довольно скромны, и надолго этого ресурса не хватит.

Тогда, в конце 80-х, местными правителями было принято решение не делать ставку на природные ресурсы, а представить Дубай как привлекательное туристическое направление. Также все резиденты освобождались от налогов, а у бизнеса появилась возможность развиваться в свободных экономических зонах.

Так эмират быстро превратился в удобное место для жизни и ведения бизнеса, что стало приносить в регион все больше денег. Появились амбиции и желание обладать всем «самым-самым» — самым высоким зданием (небоскреб «Бурдж-Халифа»), самым дорогим отелем (отель «Бурдж-эль-Араб» или «Парус») — и быть самым технологичным, а в конечном счете самым «умным».

Прагматичное решение. Оно было принято не только для того, чтобы покрасоваться, но и для привлечения в регион людей и капиталов, для выдерживания конкуренции с другими мировыми мегаполисами.

Чего в подобных проектах больше — искреннего желания улучшить жизнь горожан или жесткого маркетинга — вопрос открытый. Власти говорят, что летающие такси должны уменьшить количество пробок, а местные водители уже шутят, что пробок станет еще больше. Ведь все начнут разглядывать небо.

Источник: BBC

Мнения:

Метки

Книги