Законы и документы  /  «Электронная Беларусь» и е-правительство

СТРАТЕГИЯ развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года

Утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.08.2010 г. № 1174

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая Стратегия основывается на законодательных актах Республики Беларусь, международных принципах, установленных Уставом ООН, решениями Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, 2003; Тунис, 2005).

В настоящей Стратегии определяются цель, задачи, условия и приоритетные направления развития информационного общества в Республике Беларусь, механизм и ожидаемые результаты от ее реализации.

Для целей настоящей Стратегии используются следующие основные понятия и их определения:

  • государственная информационная система — информационная система, создаваемая и (или) приобретаемая за счет средств республиканского или местных бюджетов, а также средств государственных юридических лиц;
  • государственный информационный ресурс — информационный ресурс, формируемый или приобретаемый за счет средств республиканского или местных бюджетов, а также средств государственных юридических лиц;
  • информатизация — организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений;
  • информационная система — совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств;
  • информационная технология — совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации;
  • информационно-коммуникационная инфраструктура (далее — ИКИ) — совокупность технических и программных средств, коммуникаций, персонала, технологий, стандартов и протоколов, обеспечивающих создание, передачу, обработку, использование, хранение, защиту и уничтожение информации;
  • информационно-коммуникационные технологии (далее — ИКТ) — информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств телекоммуникаций и вычислительной техники;
  • информационный ресурс — организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных, другие совокупности взаимосвязанной информации в информационных системах;
  • контент — любое информационно значимое наполнение информационного ресурса, которое может быть предоставлено пользователю (употребляется, как правило, в отношении информационного наполнения интернет-сайтов);
  • наукоемкое программное обеспечение — программное обеспечение, созданное на основе результатов научных исследований (например, программное обеспечение для моделирования, автоматизированного проектирования);
  • средство электронной цифровой подписи — программное, программно-аппаратное или техническое средство, реализующее одну или несколько следующих функций: выработку электронной цифровой подписи, проверку электронной цифровой подписи, создание личного ключа подписи или открытого ключа;
  • хостинг — услуга по размещению информационного ресурса на сервере и обеспечению постоянного доступа к этому ресурсу в сети, включая Интернет;
  • цифровой контент — контент, представленный в виде, который обеспечивает работу с ним с применением средств телекоммуникаций и вычислительной техники;
  • широкополосный доступ — доступ во внешние сети и Интернет со скоростью, обеспечивающей предоставление большинства востребованных электронных услуг;
  • электронная услуга — деятельность по осуществлению поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также защиты информации, осуществляемая с применением средств телекоммуникаций и вычислительной техники;
  • электронная цифровая подпись — последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения целостности и подлинности электронного документа.
ГЛАВА 2
СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Информационное общество — современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием ИКТ на все сферы человеческой деятельности и общество в целом.

Развитие информационного общества является одним из национальных приоритетов республики и рассматривается как общенациональная задача, требующая объединения усилий государства, бизнеса и гражданского общества. При этом ИКТ отводится роль необходимого инструмента социально-экономического прогресса, одного из ключевых факторов инновационного развития экономики.

Формирование информационного общества обеспечивается наличием развитого человеческого капитала, высокого научного потенциала, системы государственной поддержки разработки ИКТ.

В настоящее время в республике завершилось формирование основ информационного общества. Заложена правовая основа информатизации. Успешно развивается национальная ИКИ, позволяющая оказывать новые телекоммуникационные и информационные услуги на основе технологий широкополосного доступа. На протяжении последних 15 лет в результате выполнения государственных программ разработан ряд общегосударственных и ведомственных информационных систем, создана национальная система формирования и регистрации информационных ресурсов. Республиканские органы государственного управления, облисполкомы и большинство райисполкомов представлены в сети Интернет. Республика обладает достаточно развитой собственной информационной индустрией, включающей разработку и производство средств вычислительной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.

Вместе с тем успешное развитие информационного общества сдерживается рядом факторов. Для их устранения необходимо:

  • совершенствовать государственную систему управления процессом информатизации и развитием рынка телекоммуникационных услуг;
  • обеспечить более четкое взаимодействие государства и бизнеса в сфере информатизации;
  • совершенствовать нормативную правовую базу в области защиты авторских прав на цифровой контент и программное обеспечение;
  • ускорить создание инфраструктуры и нормативной правовой базы для предоставления государственными органами электронных услуг, в том числе с использованием средств электронной цифровой подписи;
  • расширить представительство государства, бизнеса, общественных организаций в сети Интернет;
  • принять меры по повышению уровня компьютерной грамотности государственных служащих и населения в целом.
ГЛАВА 3
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Стратегической целью развития информационного общества в Республике Беларусь является обеспечение устойчивого социально-экономического, политического и культурного развития страны, улучшение качества жизни граждан, создание широких возможностей для удовлетворения потребностей и свободного развития личности.

Основные приоритеты Стратегии соответствуют проекту основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач, которые реализуются в соответствии с основными направлениями развития информационного общества, определяемыми в настоящей Стратегии:

  • формирование государственной информационной политики, содействующей развитию информационного общества на инновационной основе;
  • развитие ИКИ, обеспечивающей опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей граждан, бизнеса и государства;
  • развитие национальной информационной индустрии, привлечение инвестиций в производство в стране ИКТ, информационных ресурсов и электронных услуг;
  • совершенствование системы образования, обеспечивающей формирование качественного человеческого капитала;
  • развитие системы информационной безопасности в целях защиты национальных интересов Республики Беларусь в мировом информационном пространстве, правового и безопасного использования ИКТ во всех сферах жизнедеятельности общества.

Условиями развития информационного общества являются:

  • определяющая роль государства в координации процесса информатизации, организации научных исследований, создании и развитии человеческого капитала;
  • постоянное совершенствование бизнес-климата и развитие конкуренции в сфере ИКТ;
  • становление национальной информационной индустрии, обеспечивающей производство ИКТ, информационных ресурсов и электронных услуг.

Основным показателем успешной реализации настоящей Стратегии должно стать существенное повышение к 2015 году позиций Республики Беларусь в рейтинге европейских государств по системам оценок Международного союза электросвязи (далее — МСЭ) и ООН (вхождение в тридцатку ведущих стран мира).

ГЛАВА 4
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Государственная информационная политика

Государственная информационная политика, реализуемая посредством регулирующей деятельности республиканских органов государственного управления, направлена на развитие информационной сферы общества и охватывает всю совокупность общественных отношений, связанных с созданием, накоплением, хранением, обработкой и распространением всех видов информации.

Законодательно закреплены отношения государства, бизнеса и граждан в информационной сфере, включая:

  • право на получение и распространение информации;
  • право на защиту персональных данных;
  • право на защиту интеллектуальной собственности.

Приоритетными направлениями деятельности в области регулирования отношений в информационной сфере являются:

  • обеспечение правовых, технических и экономических возможностей доступа к информационным ресурсам для всех категорий пользователей;
  • определение приоритетов и поддержка производства ИКТ, информационных продуктов и электронных услуг;
  • поощрение конкуренции, борьба с монополизмом в сфере ИКТ;
  • охрана авторских прав и интеллектуальной собственности;
  • регулирование деятельности по формированию государственных информационных систем и ресурсов;
  • контроль эффективности информатизации государственных учреждений и расходования бюджетных средств на информатизацию;
  • развитие системы непрерывного образования в области ИКТ;
  • обеспечение информационной безопасности государства, юридических и физических лиц, регулирование деятельности в области технической защиты информации;
  • обеспечение взаимодействия с другими государствами и международными организациями по вхождению в глобальное информационное пространство.

Основным фактором, влияющим на развитие информационного общества, является тесное взаимодействие государственных органов и всех заинтересованных сторон (населения, бизнеса, общественных, международных и региональных организаций).

Совершенствование законодательства охватывает вопросы информационного взаимодействия, оказания телекоммуникационных и информационных услуг, охраны интеллектуальной собственности, защиты информации, развития электронной торговли, оптимизации условий для коммерциализации разработок в сфере ИКТ, выполняемых высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими учреждениями, другими организациями. Авторское право и патентная защита должны стать взаимодополняющими инструментами охраны интеллектуальной собственности.

Национальная ИКИ

Технологической платформой информационного общества является национальная ИКИ. Основная цель ее развития на современном этапе — создание благоприятной среды для формирования государственных и негосударственных информационных ресурсов, обеспечение информационного взаимодействия государственных органов, юридических и физических лиц.

Необходимо продолжить развитие сетей связи и универсальных телекоммуникационных услуг, обеспечивающих опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей населения, бизнеса и государства, по следующим основным направлениям:

  • совершенствование инфраструктуры широкополосного доступа к информационным ресурсам на всей территории республики;
  • создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам;
  • совершенствование доступной для населения и малого бизнеса системы хостинга информационных ресурсов.

До 2015 года требуется завершить работу по формированию и развитию следующих базовых компонентов ИКИ, необходимых для развития государственной системы оказания электронных услуг организациям и гражданам:

  • общегосударственная автоматизированная информационная система (далее — ОАИС), интегрирующая государственные информационные ресурсы в целях предоставления электронных услуг;
  • государственная система управления открытыми ключами;
  • система идентификации физических и юридических лиц;
  • система формирования и хранения государственных информационных ресурсов, используемых при оказании электронных услуг, включая регистр населения, на основе которого создается единая система идентификации граждан;
  • платежный шлюз в интеграции с единым расчетным информационным пространством, посредством которого будут осуществляться платежные трансакции через портал ОАИС;
  • единая защищенная среда информационного взаимодействия республиканских органов государственного управления.

Человеческий капитал

Настоящая Стратегия основывается на исторически сложившейся системе образования, которая в значительной степени ориентирована на подготовку кадров по естественнонаучным и техническим специальностям в целях обслуживания наукоемких производств, в том числе в области ИКТ. Сегодня система образования должна оперативно откликаться на требования развивающегося информационного общества и запросы научно-производственной отрасли ИКТ.

Для создания качественного человеческого капитала необходимо принять следующие первоочередные меры.

В системе общего среднего образования. Обеспечить, с одной стороны, подготовку выпускников школ как пользователей в сфере ИКТ, с другой — изучение информатики как науки.

В системе профессионально-технического и среднего специального образования. Расширить номенклатуру специальностей в целях обеспечения подготовки кадров для сферы ИКТ.

В системе высшего образования:

  • постоянно актуализировать номенклатуру специальностей, учебные планы и программы подготовки специалистов, обеспечивая их соответствие запросам отрасли ИКТ;
  • увеличить набор на специальности, по которым обеспечивается подготовка кадров для приоритетных и высокотехнологичных реальных отраслей экономики;
  • для всех специальностей обеспечить получение знаний и практических навыков, необходимых для использования новейших ИКТ в профессиональной деятельности.

До 2015 года намечено завершить создание национальной информационной среды системы образования Республики Беларусь, с помощью которой будет осуществляться информационное взаимодействие всех субъектов системы образования и формирование национальной системы электронных образовательных ресурсов. Для всех учебных заведений будет обеспечен широкополосный доступ в международные научно-образовательные сети и Интернет.

Совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации кадров, создание открытых образовательных ресурсов послужат реализации принципа «образование на протяжении всей жизни», обеспечат дополнительный приток высококвалифицированных кадров в сферу ИКТ. При участии государства и частного капитала будет налажено обучение основам компьютерной грамотности малообеспеченных людей, пенсионеров, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации. Намечено дальнейшее развитие системы сертификации пользователей в сфере ИКТ. Владение навыками использования ИКТ, подтвержденное соответствующими сертификатами, будет включено в квалификационные требования к государственным служащим.

Перечисленные мероприятия могут быть реализованы только при условии сохранения и воспроизводства педагогических кадров в сфере ИКТ. На протяжении ближайших лет совместными усилиями государства и частных предприятий сферы информационных технологий должна быть создана система моральных и материальных стимулов для педагогов, участвующих в подготовке кадров для отрасли ИКТ, сокращена разница в оплате труда педагогов и работников отрасли. Создание человеческого капитала в интересах развития информационного общества будет происходить с участием государства и предприятий отрасли ИКТ.

Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ

Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ — одно из важнейших условий успешного развития информационного общества. Приоритетными направлениями деятельности в области обеспечения информационной безопасности являются:

  • развитие правового обеспечения информационной безопасности и совершенствование правоохранительной деятельности в этой сфере;
  • разработка и внедрение эффективных программных и программно-аппаратных средств защиты информационных ресурсов, информационных и телекоммуникационных систем;
  • создание централизованно управляемой ИКИ, необходимой для обеспечения деятельности государственных органов, включая соответствующий уровень защиты информации;
  • увеличение набора в высшие учебные заведения на специальности в области защиты информации, совершенствование системы повышения квалификации и создание системы переподготовки кадров в этой области;
  • формирование системы мониторинга информационной безопасности Республики Беларусь в наиболее важных сферах жизнедеятельности общества и государства.

В условиях стремительно развивающегося рынка электронных услуг и электронной торговли актуальными являются вопросы цифрового доверия. Первоочередные задачи для республики:

  • создание государственной системы управления открытыми ключами;
  • широкомасштабное внедрение средств электронной цифровой подписи;
  • разработка типовых политик безопасности для государственных информационных систем;
  • создание системы идентификации для физических и юридических лиц.

Выполнение данных задач позволит свести к минимуму возможность злоупотребления персональной и иной конфиденциальной информацией. Для юридических и физических лиц должны быть созданы доступные в ценовом и техническом аспекте механизмы и средства, обеспечивающие идентификацию и аутентификацию пользователей, конфиденциальность и целостность сообщений в системах и сетях общего пользования. Это позволит расширить сферу использования электронного документооборота, обеспечит возможность ведения электронной торговли, предоставления электронных услуг, широкомасштабного внедрения систем электронных платежей.

Национальная информационная индустрия и научные исследования

Развитие информационной индустрии — производства программных и технических средств создания, обработки, передачи информации — одно из необходимых условий конкурентоспособности национальной экономики. Роль и место индустрии ИКТ не ограничиваются только прямым вкладом в валовой внутренний продукт. Национальная информационная индустрия обеспечивает эффективное использование ИКТ во всех секторах экономики, государственном управлении и социальной сфере.

В целях стимулирования развития национальной информационной индустрии Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 «О Парке высоких технологий» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 154, 1/6811) создан Парк высоких технологий (далее — ПВТ), для резидентов которого предусмотрен особый экономический режим. Основным направлением деятельности резидентов ПВТ является экспортно-ориентированное производство программного обеспечения.

Приоритетными направлениями развития информационной индустрии и научных исследований в сфере ИКТ также являются:

  • создание на базе ведущих белорусских университетов и НАН Беларуси производства наукоемкого программного обеспечения;
  • создание на базе ПВТ производства встроенных программно-аппаратных систем для реального сектора экономики;
  • развитие производства и внедрение систем радиочастотной идентификации;
  • разработка и внедрение суперкомпьютерных технологий и технологий распределенных вычислений;
  • создание на базе ПВТ, ведущих белорусских университетов и НАН Беларуси экспортно-ориентированной отрасли услуг по автоматизированному проектированию сложных изделий, технологических процессов, разработке проектно-конструкторской и технологической документации.

Следует обеспечить максимальное использование в различных отраслях экономики индустриальных программ и программно-технических средств, разработанных резидентами ПВТ. Внедрение ИКТ, в частности CALS-технологий и ERP-систем, в промышленность должно стать долговременной государственной политикой в области повышения эффективности производства и развития экономики.

Совершенствование информационно-коммуникационного обеспечения научных исследований — одна из приоритетных задач развития информационного общества. Для ее решения необходимо дальнейшее развитие единой научно-информационной компьютерной сети Республики Беларусь, базовый элемент которой — сеть НАН Беларуси, обеспечивающая автономный доступ к мировым компьютерным сетям через общеевропейскую научную сеть GEANT.

Международное сотрудничество и интеграция в мировое информационное пространство

Приоритетными направлениями международного сотрудничества Республики Беларусь по вопросам построения информационного общества являются:

  • участие в обсуждении проблем формирования глобального информационного общества, регулирования отношений в области использования глобальной информационной инфраструктуры, создания систем мониторинга и определения показателей развития информационного общества;
  • участие в разработке и внедрении международных стандартов в области ИКТ;
  • содействие развитию международного и межгосударственного информационного обмена;
  • участие в формировании международной системы безопасности в информационной сфере и противодействия противоправному использованию ИКТ;
  • интеграция системы образования, науки и культуры республики в глобальное научно-образовательное и культурное мировое информационное пространство;
  • участие в международных проектах развития информационного общества.
ГЛАВА 5
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Электронное правительство

Во всех развитых странах государственное управление является приоритетной областью применения ИКТ. Основная цель построения в республике электронного правительства — создание и развитие системы оказания открытых и доступных электронных услуг организациям и гражданам.

В результате информатизации государственного управления должно быть обеспечено повышение эффективности реализации следующих основных государственных функций:

  • управление политическими и социально-экономическими процессами в целях развития производительных сил общества и обеспечения высокого уровня жизни граждан;
  • защита прав и свобод личности;
  • оказание государственных услуг населению и экономическим агентам (субъекты хозяйствования, финансовые учреждения, некоммерческие организации, домашние хозяйства);
  • обеспечение национальной безопасности.

Благодаря использованию ИКТ в работе государственных органов становится возможным:

  • реинжиниринг управленческих бизнес-процессов и административных регламентов;
  • совершенствование организации труда (переход на электронный документооборот, технологии дистанционного взаимодействия и тому подобное);
  • получение необходимой для принятия управленческих решений информации и применение средств ее аналитической обработки;
  • предоставление электронных услуг через различные среды доступа путем использования современной сетевой инфраструктуры;
  • обеспечение оперативной связи между управленческими структурами и общественностью.

Для создания электронного правительства необходимо решение следующих задач.

Создание единой защищенной ИКИ, включающей:

  • корпоративную интранет-сеть государственных органов, объединяющую локальные сети республиканских, областных и районных органов;
  • систему взаимосвязанных государственных информационных ресурсов на основе базовых — Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регистра населения, единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
  • систему информационных сервисов, предоставляемых авторизованным пользователям в соответствии с их правами и полномочиями (электронная почта, опросы, форумы, иные сервисы);
  • эффективную инфраструктуру доступа к внешним информационным ресурсам для населения и юридических лиц, направленную на снижение уровня регионального и социального «цифрового неравенства».

Создание и обеспечение функционирования государственной системы оказания электронных услуг организациям и гражданам, позволяющей максимально упростить и удешевить процессы взаимодействия населения и бизнес-структур с государственными органами и организациями, путем:

  • определения перечня базовых (наиболее востребованных) электронных услуг, предоставление которых должно быть обеспечено всем заинтересованным к 2015 году;
  • проведения реинжиниринга бизнес-процессов и оптимизации административных регламентов в организациях, предоставляющих электронные услуги;
  • обеспечения развития ИКИ для оказания электронных услуг с использованием различных средств доступа (Интернет, инфокиоски, центры обработки вызовов, мобильные сети, интерактивное цифровое телевидение);
  • разработки нормативной правовой базы для предоставления электронных услуг.

Создание системы электронных государственных закупок, позволяющей оптимизировать затраты бюджетных средств на приобретение товаров и услуг для государственных нужд, включающей:

  • онлайновые каталоги, электронные торговые площадки и обратные аукционы на базе веб-технологий;
  • интернет-систему проведения конкурсов с подачей заявок и формированием контрактов в электронном виде, а также механизмами автоматизированного контроля и аудита.

Создание системы повышения квалификации государственных служащих в области ИКТ.

Внедрение ИКТ в систему государственного управления обеспечит создание и функционирование системы взаимодействующих информационно-аналитических служб государственных органов, которая позволит повысить качество принимаемых управленческих решений и эффективность функционирования системы государственного управления в целом.

Электронное здравоохранение

Целью развития электронного здравоохранения является повышение качества медицинского обслуживания населения, доступности услуг, предоставляемых системой здравоохранения республики. Основные направления деятельности в области развития электронного здравоохранения:

  • создание республиканских и региональных автоматизированных информационных систем, отраслевой системы электронного документооборота, которые позволят перейти к ведению медицинской документации в электронном виде;
  • развитие телемедицины;
  • развитие систем мониторинга состояния здоровья населения;
  • создание и внедрение новых компьютерных технологий профилактики заболеваний, диагностики, обеспечения лечебных процессов;
  • создание общедоступных электронных медицинских ресурсов.

Электронное обучение

В области развития электронного обучения приоритетными направлениями являются создание национальной системы электронных образовательных ресурсов по основным отраслям знаний и совершенствование инфраструктуры доступа к этим и мировым образовательным ресурсам.

Национальная система электронных образовательных ресурсов и сетевая инфраструктура системы образования должны образовать единую информационную среду системы образования республики. Стратегическая цель ее создания — обеспечение для учащихся и специалистов различных учебных заведений независимо от места их расположения равных возможностей получения знаний на уровне современных требований государственных, европейских и международных стандартов.

Широкомасштабное внедрение ИКТ на всех уровнях образования должно быть обеспечено как технологически, путем укрепления материальной базы учебных заведений и развития сетевой инфраструктуры, так и методически — путем разработки методологических принципов использования ИКТ, национальных и мировых электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. Дальнейшее развитие получит система повышения квалификации учителей, преподавателей профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений в области использования ИКТ.

Электронная занятость и социальная защита населения

Основными направлениями деятельности в области развития электронной занятости и социальной защиты населения являются:

  • создание удаленных рабочих мест (телеработа);
  • создание рабочих мест для людей с ограниченными возможностями;
  • создание электронных служб занятости и систем обучения и переподготовки лиц, временно не работающих;
  • дистанционный мониторинг состояния пожилых людей и людей с ограниченными возможностями;
  • увеличение числа электронных услуг, предоставляемых гражданам системой социальной защиты населения.

Следует развивать положительный опыт в области внедрения ИКТ в систему социальной защиты населения республики по следующим направлениям:

  • обеспечение интеграции подсистем социальной защиты, таких как пенсионное страхование, социальное страхование, страхование от несчастных случаев на производстве, медицинское страхование и тому подобное, в единую систему, осуществляющую унифицированные процедуры взаимодействия с населением, страхователями, финансовой системой, органами государственного управления, с использованием стандартов открытых информационных систем;
  • создание автоматизированной системы начисления и предоставления потребителям различных социальных выплат, пособий и льгот;
  • предоставление информационных услуг населению по правовым и организационным вопросам деятельности служб социальной защиты в круглосуточном режиме;
  • предоставление гражданам доступа к информации по индивидуальному учету их прав в области социальной защиты с соблюдением необходимой конфиденциальности и безопасности.

Электронная экономика

Целью реализации настоящей Стратегии в экономической сфере является обеспечение в ближайшей перспективе поступательного развития отечественной экономики на основе информационно-технологических инноваций.

Создание в республике электронной экономики будет способствовать конкурентоспособности национальной экономики, развитию производства товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью. В основе формирования электронной экономики лежит надежное и безопасное взаимодействие при осуществлении коммерческих транзакций всех участников хозяйственной деятельности.

Одной из ключевых задач формирования электронной экономики в республике является развитие электронной торговли по следующим приоритетным направлениям: электронные государственные закупки, оптовая и розничная электронная торговля, электронная реализация торговых услуг, упрощение торговых и транспортных процедур. Эта задача решается путем:

  • совершенствования нормативного правового обеспечения электронной торговли;
  • развития и применения предприятиями технологий и инструментов электронной торговли (электронный документооборот и маркетинг, электронные торговые площадки, электронные закупки, электронное страхование, логистика, электронные платежные системы и системы доставки);
  • принятия необходимых мер по установлению цифрового доверия и обеспечению информационной безопасности;
  • развития единого расчетного и информационного пространства для оплаты услуг через банки, небанковские кредитно-финансовые организации, организации почтовой и электрической связи;
  • развития и широкомасштабного внедрения системы дистанционного обслуживания, использования качественно новых систем электронных платежей и платежных инструментов, таких как мобильный и интернет-банкинг;
  • обеспечения дальнейшей интеграции национальной платежной системы с международными платежными системами.

В банковской сфере необходимо совершенствовать единое расчетное информационное пространство. Это даст возможность унифицировать платежные инструменты и предоставит широкий выбор средств регулирования коммерческих отношений вне зависимости от банка. Создание единого информационного ресурса банковской системы, интегрированного с государственными информационными ресурсами посредством ОАИС, обеспечит своевременное информирование участников хозяйственных операций о банковских продуктах и услугах, а также централизованную идентификацию пользователей этих услуг.

Завершение формирования системы электронного декларирования позволит уменьшить затраты времени плательщиков на подготовку налоговой отчетности и представление ее в налоговые органы, а также получать информационные услуги по принципу одного окна.

Необходимо принимать меры по гармонизации национальной и международной нормативной правовой базы в области электронной торговли.

Система массовых коммуникаций и электронный контент

Основными технологическими составляющими системы массовых коммуникаций (далее — СМК) являются эфирное, кабельное и спутниковое телевидение и радиовещание, сети передачи данных, периодические издания, в том числе электронные.

Направления деятельности в области развития СМК:

Масштабный переход к цифровым технологиям телевизионного и звукового вещания.

Формирование и развитие системы национального электронного контента, включающей:

  • образовательные интернет-ресурсы, объединяемые национальным образовательным порталом;
  • интернет-ресурсы средств массовой информации (СМИ) и портал-дайджест белорусских СМИ, являющийся единой точкой доступа к этим сайтам;
  • библиотечные интернет-ресурсы, обеспечивающие доступ к электронным версиям произведений, права на которые принадлежат государству, либо с истекшим сроком давности охраны авторских прав, либо права на которые авторы предоставили сайту сами, включая архивные аудио- и видеоматериалы, документальные и художественные фильмы;
  • музейные интернет-ресурсы, аккумулирующие историческое и культурное наследие Беларуси (электронные путеводители по белорусским музеям, памятникам архитектуры, историческим местам);
  • энциклопедические интернет-ресурсы, в том числе представленные в открытом доступе электронные версии книжной продукции издательства «Белорусская Энциклопедия»;
  • электронные каталоги отечественных товаров и услуг, предлагаемых белорусским и зарубежным потребителям, иные справочно-информационные системы различного назначения;
  • государственный картографический интернет-сервис с возможностью установки на любой интернет-сайт в целях бесплатного или платного пользования.

Принятие специальной программы сохранения культурно-исторического наследия в цифровых форматах.

Развитие научно-методической базы библиотек, архивов, музеев и других учреждений культуры, которая позволит им в полной мере выполнять функцию поставщиков национального электронного контента.

Совершенствование нормативного правового обеспечения развития системы массовых коммуникаций и национального электронного контента.

ГЛАВА 6
ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА

Для успешной реализации настоящей Стратегии необходимо выработать в республике Единую систему показателей развития информационного общества (далее — ЕСПРИО) и в соответствии с ней систему мониторинга, анализа и оценки хода реализации настоящей Стратегии. Создание ЕСПРИО основывается на следующих принципах:

  • соответствие целям и задачам настоящей Стратегии;
  • максимальная корреляция с международно признанными системами показателей и методиками, используемыми МСЭ, ООН и Региональным содружеством в области связи;
  • преимущественное использование показателей, содержащих количественную оценку.

ЕСПРИО позволит определить степень готовности государства и общества к широкомасштабному использованию ИКТ, а также станет инструментом информационно-аналитической поддержки государственного управления развитием информационного общества.

При создании ЕСПРИО должен быть использован как зарубежный, так и опыт статистических и исследовательских организаций республики, а также результаты маркетинговых исследований.

Структура ЕСПРИО включает следующие группы показателей.

Факторы развития информационного общества:

  • состояние ИКИ;
  • развитие человеческого капитала;
  • состояние экономической среды;
  • развитие национальной индустрии ИКТ;
  • безопасность использования ИКТ.

Использование ИКТ:

  • в государственном управлении;
  • в экономике;
  • в сфере образования;
  • в здравоохранении и социальной сфере;
  • населением;
  • в иных областях.

ЕСПРИО должна содержать ключевые показатели, определяющие качественный уровень состояния государственных информационных ресурсов и эффективность приложений электронного правительства:

  • востребованность предоставляемой информации и сервисов;
  • уровень доступности информации;
  • уровень готовности государственных информационных систем и информационных ресурсов к предоставлению электронных услуг (состояние ИКИ, доступ к ИКТ государственных органов, доступ к ИКТ граждан и организаций, подготовка и мотивация пользователей в сфере ИКТ, нормативная правовая база).

В структуре ЕСПРИО необходимо также предусмотреть формирование показателей не только в целом по республике, но и на уровне отраслей, облисполкомов и Минского горисполкома.

Ввиду отсутствия общепринятого мирового композитного индекса оценки состояния развития информационного общества целесообразно определять международные рейтинговые позиции, достигаемые республикой в результате реализации настоящей Стратегии, по системам показателей МСЭ и ООН.

ГЛАВА 7
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ СТРАТЕГИИ

Процессы формирования информационного общества затрагивают все стороны жизнедеятельности белорусского общества и государства. Развитие информационного общества является национальным приоритетом и должно найти отражение во всех основополагающих документах, определяющих социально-экономическое развитие страны. При реализации настоящей Стратегии должно обеспечиваться партнерство государства и бизнеса, участие профессиональных ассоциаций и объединений. Необходимо организовать взаимодействие и распределение обязанностей, ресурсов и ответственности между различными уровнями системы государственного управления. Требуется проведение специальной информационной кампании по популяризации идей и целей информационного общества.

Источниками финансирования реализации настоящей Стратегии являются республиканский и местные бюджеты, в том числе государственные целевые бюджетные инновационные фонды, и иные источники. Как показывает опыт развитых стран, для сокращения государственных расходов целесообразно максимально использовать возможность передачи субъектам хозяйствования части государственных функций по оказанию электронных услуг населению и бизнесу.

В целях обеспечения эффективного планирования и оптимизации расходования бюджетных средств на информатизацию рекомендуется предусмотреть для государственных органов минимальный норматив таких расходов, обоснование и методика определения которого подлежат разработке в рамках научно-методологического обеспечения реализации настоящей Стратегии.

Структура расходов на информатизацию должна включать следующие статьи затрат:

  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  • капитальные вложения (всего), в том числе приобретение средств вычислительной техники, технических средств телекоммуникаций, программного обеспечения;
  • обучение и переподготовка работников государственных организаций информационным технологиям;
  • эксплуатация и защита информационных систем, локальных и корпоративных сетей, корпоративных и публичных интернет/интранет-ресурсов государственных организаций, включая услуги электросвязи и услуги сторонних эксплуатирующих организаций;
  • иные расходы.

Организационно-распорядительный механизм реализации настоящей Стратегии обеспечивается системой государственных органов, ответственных за формирование и реализацию государственной информационной политики.

Общая координация деятельности различных ветвей государственной власти по реализации настоящей Стратегии осуществляется межведомственной комиссией по вопросам информатизации в Республике Беларусь (МВКИ), созданной Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 591 «О создании межведомственной комиссии по вопросам информатизации в Республике Беларусь» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 35, ст. 890).

Реализация настоящей Стратегии на начальном этапе будет осуществляться в соответствии с планом первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год (далее — план).

Планом предусматриваются в том числе мероприятия по созданию Государственной программы развития информационного общества в Республике Беларусь на 2011–2015 годы (далее — Государственная программа).

Так, в соответствии с законодательством и согласно настоящей Стратегии и плану предусматривается разработка республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом концепции Государственной программы. Указанная концепция будет включать систему обоснований, принципов, подходов и направлений, определяющих основные положения Государственной программы, а также цели, задачи, приоритеты, ресурсное обеспечение, перечень наиболее востребованных электронных услуг (базовые услуги).

Поскольку в целях рациональной организации решения и выполнения соответствующих задач Государственной программы предполагается деление ее на подпрограммы, в том числе в разрезе заказчиков, которыми будут выступать республиканские органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы:

  • соответственно региональной и отраслевой направленности мероприятий, подлежащих выполнению в целях достижения показателей и задач Государственной программы, могут выделяться (комбинироваться) блоки подпрограмм;
  • подлежащие разработке республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом положения концепции Государственной программы по структуре и содержанию должны быть фактически самостоятельными концепциями. Такой подход обеспечит возможность разработки проекта Государственной программы с учетом требований законодательства, предъявляемых к содержанию подпрограмм, и одновременно усилит ответственность их разработчиков и роль инициатора Государственной программы, ее заказчика-координатора;
  • проекты подпрограмм проекта Государственной программы, так же как и положения ее концепции, разрабатываются республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом.

Приоритетными для Государственной программы являются мероприятия, направленные на развитие ИКИ информационного общества, результатом которых будет создание информационных ресурсов и оказание электронных услуг.

Финансирование Государственной программы предусматривается осуществлять в соответствии с законодательством за счет средств республиканского и местных бюджетов и других источников.

Контроль за выполнением плана осуществляется уполномоченным органом в сфере информатизации — инициатором и одновременно заказчиком-координатором Государственной программы.

По решениям МВКИ при уполномоченном органе в сфере информатизации, иных государственных органах могут создаваться межведомственные советы по реализации отдельных направлений настоящей Стратегии.

Существенным элементом в системе подготовки и реализации проектов в области развития информационного общества является институт экспертизы. Все проекты Государственной программы должны проходить процедуры конкурсного отбора и экспертизы. Необходимо создание национальной системы экспертизы и мониторинга в сфере развития информационного общества. Механизмы, обеспечивающие поддержку и финансирование работы независимых экспертов, позволят дать множественную оценку создаваемым информационным системам и ресурсам. Кроме того, роль экспертного сообщества неоценима в части формирования альтернативных подходов к реализации конкретных информационных стратегий, программ, проектов, типовых решений в сфере информатизации.

Целесообразно сформировать службу эксплуатации государственных информационных систем. Аналогичные службы в мировом информационном сообществе созданы в том числе на основе передачи соответствующих функций государственным и негосударственным организациям. Качество услуг службы эксплуатации информационных систем должно подтверждаться их обязательной сертификацией в Национальной системе подтверждения соответствия. При этом следует предусмотреть условия для развития конкуренции и исключения монополизма.

На базе Академии управления при Президенте Республики Беларусь и ведущих университетов необходимо организовать централизованную систему повышения квалификации и переподготовки государственных служащих в области использования современных ИКТ.

Научно-методологическое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется НАН Беларуси и должно финансироваться отдельной статьей бюджета. Основными задачами научно-методологического обеспечения реализации настоящей Стратегии являются:

  • исследование социально-экономических и политических проблем развития информационного общества, научное обоснование политики и стратегии информатизации, своевременное уточнение избранных приоритетных направлений, прогнозирование возможных социально-экономических, политических, культурных и иных последствий;
  • разработка научных основ и исследование проблем управления процессом развития информационного общества;
  • разработка и развитие методов и средств контроля, планирования, оценки и прогнозирования состояния, хода и результатов развития информационного общества и информатизации.

Координацию инновационного обеспечения формирования информационного общества осуществляет ГКНТ, который в том числе:

  • организует в установленном порядке совместно с другими государственными органами проведение и финансирование научных исследований и разработок в сфере ИКТ;
  • осуществляет планирование подготовки научных работников высшей квалификации в целях развития информационного общества;
  • организует разработку проектов государственных научно-технических программ, координирует деятельность государственных органов и организаций по разработке проектов отраслевых и региональных научно-технических программ в области информатизации и создания ИКТ;
  • обеспечивает развитие инновационной инфраструктуры и библиотечных технологий.
ГЛАВА 8
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ СТРАТЕГИИ

Реализация настоящей Стратегии позволит к 2015 году достичь следующих основных результатов:

  • количество абонентов и пользователей стационарного широкополосного доступа на 100 жителей составит 38 (в настоящее время 18,3);
  • количество абонентов и пользователей мобильного широкополосного доступа на 100 жителей составит 53 (в настоящее время 30,5);
  • относительное число юридических лиц, использующих средства электронной цифровой подписи при оказании им электронных услуг, увеличится на 20 процентов;
  • в комплексе будут завершены работы по созданию базовых компонентов ИКИ информационного общества, в том числе необходимых для обеспечения функционирования государственной системы оказания электронных услуг;
  • доля интегрированных через ОАИС государственных информационных ресурсов в общем объеме государственных информационных ресурсов, используемых для оказания электронных услуг, составит не менее 20 процентов;
  • будут созданы условия для оптимизации административных процедур государственных органов на основе интеграции через ОАИС государственных информационных ресурсов;
  • будут сформированы количественные показатели и обеспечено их достижение в части оказания интерактивных и транзакционных электронных услуг различными государственными органами и организациями и не менее чем на 50 процентов сокращено время ожидания результата оказания услуги;
  • число государственных органов и организаций, сокративших совокупные издержки на эксплуатацию государственных информационных систем за счет пользования услугами специализированных организаций, составит не менее 10 процентов от числа организаций, эксплуатирующих государственные информационные системы;
  • завершится создание единой защищенной системы электронного документооборота государственных органов;
  • число учебных заведений, имеющих доступ в Интернет, достигнет 100 процентов;
  • относительная доля медицинской документации, представленной в электронном виде, составит не менее 50 процентов;
  • относительное число заказов на государственные закупки товаров, работ и услуг, размещаемых на электронных торговых площадках, достигнет 100 процентов;
  • доля товаров и услуг, реализуемых на внутреннем рынке средствами электронной торговли, достигнет 30 процентов;
  • доля исследований и разработок в сфере ИКТ в общем объеме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых за счет всех источников финансирования, составит не менее 20 процентов.

Мнения:

Метки

Книги