Законы и документы  /  «Электронная Беларусь» и е-правительство

О порядке государственной регистрации информационных систем, использования государственных информационных систем и ведения Государственного регистра информационных систем

Положение из постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2009 № 673

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяется порядок государственной регистрации информационных систем, порядок использования государственных информационных систем и порядок ведения Государственного регистра информационных систем.

Действие настоящего Положения не распространяется на порядок государственной регистрации информационных систем, содержащих государственные секреты.

2. Негосударственные информационные системы регистрируются в регистре на добровольной основе в порядке, установленном в настоящем Положении.

3. Для целей настоящего Положения применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об информации, информатизации и защите информации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 279, 2/1552) (далее — Закон), а также следующий термин и его определение:

общегосударственная автоматизированная информационная система (далее — ОАИС) — единая государственная информационная система, обеспечивающая интеграцию государственных информационных ресурсов, а также в установленном порядке обеспечивающая доступ субъектов информационных отношений к информации, содержащейся в них.

ГЛАВА 2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

4. Использование государственных информационных систем осуществляется субъектами информационных отношений, имеющими к ним доступ, в целях получения, распространения и (или) предоставления информации, реализации права на пользование информацией.

5. Ввод в действие государственных информационных систем осуществляется владельцем только после проведения их государственной регистрации.

Предоставление информационных услуг на основе информации, содержащейся в государственных информационных системах, допускается только после их государственной регистрации.

6. При использовании государственных информационных систем должны быть обеспечены:

  • доступность для пользователей;
  • авторизованный, гарантированный и безопасный доступ пользователей к информации, содержащейся в них;
  • своевременность предоставления информации пользователям;
  • авторизованный и безопасный обмен информацией между пользователями;
  • конфиденциальность использования информации в государственных информационных системах на основе разграничения доступа к ресурсам, содержащимся в них, в пределах предоставленных пользователям полномочий;
  • целостность данных при формировании, передаче, использовании, обработке и хранении информации;
  • реализация мер по защите информации;
  • надежность функционирования и устойчивость к программным техническим сбоям, включая случаи некорректной работы пользователей;
  • возможность дальнейшего расширения государственных информационных систем путем модернизации программных и технических средств, включения в них новых компонентов;
  • иные критерии (характеристики), связанные с эффективностью использования государственных информационных систем и информации, содержащейся в них.

7. Условия пользования конкретной государственной информационной системой определяются на основании положения о ней, которое разрабатывается и утверждается ее владельцем, и доводятся до сведения всех заинтересованных субъектов информационных отношений.

8. Не допускается использование в государственных информационных системах нелицензионных и (или) несертифицированных программных и технических средств.

9. Использование в государственных информационных системах средств криптографической защиты информации, в том числе средств электронно-цифровой подписи, осуществляется в порядке, установленном законодательством.

10. Подключение государственных информационных систем к глобальным информационным сетям осуществляется после реализации необходимых мер по ее защите.

11. Организация взаимодействия государственных информационных систем осуществляется посредством ОАИС. Прямое взаимодействие допускается только на период решения технических и организационных мероприятий по осуществлению подключения государственных информационных систем к ОАИС и по согласованию с Министерством связи и информатизации.

12. Государственные информационные системы используются в целях:

  • обеспечения функционирования государственных информационных ресурсов;
  • автоматизированного информационного взаимодействия субъектов информационных отношений;
  • предоставления информационных услуг государственными органами и государственными организациями.

13. Требования к разработке создаваемой государственной информационной системы или адаптации приобретаемой должны предусматривать реализацию взаимодействия с ОАИС. Такие требования подлежат обязательному согласованию с Министерством связи и информатизации или уполномоченной им организацией.

14. Расширение функционального назначения государственных информационных систем, прошедших регистрацию, осуществляется их владельцем или оператором по согласованию с Министерством связи и информатизации или уполномоченной им организацией.

ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

15. Государственная регистрация информационных систем направлена на:

  • обеспечение взаимодействия информационных систем на основе использования общих требований, правил, протоколов и форматов;
  • создание единых (унифицированных) способов доступа пользователей к информации, содержащейся в информационных ресурсах.

16. Государственная регистрация информационных систем осуществляется Министерством связи и информатизации или уполномоченной им организацией (далее, если иное не предусмотрено в настоящем Положении, — регистрирующая организация) на основании заявки на регистрацию информационных систем, подаваемой их собственником (владельцем) (далее, если иное не предусмотрено в настоящем Положении, — заявитель).

17. Регистрирующая организация оказывает методическую помощь субъектам информационных отношений в подготовке заявки на регистрацию информационных систем.

18. Форма заявки на регистрацию информационных систем устанавливается Министерством связи и информатизации.

19. Заявки на регистрацию государственных информационных систем представляются в регистрирующую организацию заявителем в течение трех месяцев с даты подписания акта приемки информационной системы в постоянную эксплуатацию.

Представление заявок на регистрацию негосударственных информационных систем может осуществляться на любом этапе эксплуатации таких систем.

Заявка на регистрацию информационной системы может быть представлена в виде документа на бумажном носителе либо электронного документа.

20. Ответственность за полноту и достоверность сведений, указанных в заявках на регистрацию информационной системы, несут заявители.

21. Регистрирующая организация в 3-дневный срок со дня поступления заявки на регистрацию информационной системы осуществляет проверку правильности ее оформления.

Неправильно оформленные заявки на регистрацию информационной системы возвращаются регистрирующей организацией заявителям с указанием выявленных недостатков. Заявители вправе в 10-дневный срок со дня возврата таких заявок устранить недостатки и представить их для дальнейшего рассмотрения.

При отказе устранить выявленные недостатки или неустранении таких недостатков в срок, установленный в части второй настоящего пункта, регистрирующая организация отказывает в государственной регистрации информационных систем, о чем письменно извещает заявителей.

22. Условиями государственной регистрации информационной системы являются:

  • соответствие информационной системы заявленным характеристикам;
  • регистрация всех информационных ресурсов, содержащихся в ней.

23. В целях оценки соответствия заявляемой информационной системы условиям, указанным в пункте 22 настоящего Положения, регистрирующая организация создает экспертную комиссию. Состав экспертной комиссии и положение о ней утверждаются приказом руководителя регистрирующей организации по согласованию с Министерством связи и информатизации.

24. Экспертная комиссия рассматривает заявки на регистрацию информационной системы в месячный срок со дня их поступления и дает экспертное заключение, которое может содержать вывод о соответствии (положительное экспертное заключение) либо несоответствии (отрицательное экспертное заключение) информационной системы условиям, указанным в пункте 22 настоящего Положения.

25. Если в ходе рассмотрения заявки на регистрацию информационной системы экспертная комиссия приходит к выводу о необходимости доработки этой системы, данная комиссия извещает об этом заявителя.

Заявитель вправе в срок, согласованный с экспертной комиссией, устранить выявленные недостатки и представить заявку на регистрацию информационной системы экспертной комиссии для повторного рассмотрения. В таком случае срок рассмотрения этой заявки, установленный в пункте 24 настоящего Положения, устанавливается со дня повторной ее подачи.

26. Регистрирующая организация в 7-дневный срок со дня получения положительного экспертного заключения включает информационную систему в Государственный регистр информационных систем с присвоением ей регистрационного номера и направляет заявителю регистрационное свидетельство согласно форме, устанавливаемой Министерством связи и информатизации.

27. При получении отрицательного экспертного заключения регистрирующая организация отказывает в регистрации информационной системы, о чем в 7-дневный срок письменно извещает заявителя с указанием причин отказа и направлением ему отрицательного экспертного заключения.

28. Дата выдачи заявителю регистрационного свидетельства является датой готовности государственной информационной системы к постоянной эксплуатации.

29. В случае прекращения действия зарегистрированной информационной системы собственник (владелец) такой системы не менее чем за 30 дней до даты прекращения ее действия письменно извещает регистрирующую организацию с указанием регистрационного номера информационной системы, причин и даты прекращения ее действия.

На основании полученного извещения регистрирующая организация вносит сведения в Государственный регистр информационных систем как о прекратившей действие информационной системе с даты, указанной в извещении.

30. При необходимости внесения изменений в действующую и зарегистрированную информационную систему ее собственник (владелец) не позднее одного месяца до даты внесения таких изменений письменно (по форме заявки на регистрацию информационной системы) извещает об этом регистрирующую организацию, что является основанием для внесения сведений о таких изменениях в Государственный регистр информационных систем и свидетельство о регистрации (в случае необходимости).

ГЛАВА 4
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИСТР ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

31. Государственный регистр информационных систем (далее — регистр) является республиканским государственным информационным ресурсом, включающим в себя сведения о составе и назначении зарегистрированных информационных систем с указанием их собственников (владельцев), условий использования и доступа к информации, содержащейся в них.

32. Основными задачами регистра являются:

  • сбор, обработка, систематизация, накопление и предоставление информации об имеющихся в Республике Беларусь информационных системах, их назначении и составе, способах и условиях доступа к ним, иных сведениях;
  • формирование перечня информационных систем, разрешенных к использованию субъектами информационных отношений.

33. Формирование и ведение регистра осуществляет регистрирующая организация.

34. Актуализация регистра осуществляется на основании заявок на регистрацию информационных систем их собственников (владельцев), а также путем проведения проверок соответствия информации об информационных системах в регистре их реальному состоянию.

35. Регистрирующая организация ежегодно представляет в Министерство связи и информатизации отчет о регистрации информационных систем.

36. По данным регистрации информационных систем Министерство связи и информатизации периодически, но не реже одного раза в год издает информационный бюллетень (каталог) информационных систем Республики Беларусь.

37. Доступ субъектов информационных отношений к информации, содержащейся в регистре, осуществляется через портал ОАИС.

38. Копия регистра на материальных носителях в электронном виде передается регистрирующей организацией в Министерство юстиции для формирования Свода Национального архивного фонда Республики Беларусь.

ГЛАВА 5
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

39. Субъекты информационных отношений в пределах предоставленных им полномочий и (или) прав при использовании информационных систем, включая обеспечение посредством этих систем доступа к информации, содержащейся в информационных ресурсах, распространение и (или) предоставление информации из информационных ресурсов, имеют право:

  • использовать информационные системы для доступа к информационным ресурсам;
  • распространять и (или) предоставлять информацию, пользоваться ею;
  • запрещать или ограничивать передачу, распространение и (или) предоставление информации, содержащейся в информационных системах;
  • определять дополнительные правила и условия доступа и использования информационных систем, не противоречащие Закону, настоящему Положению и иным актам законодательства Республики Беларусь;
  • требовать от других субъектов информационных отношений в определенных законодательством случаях выполнения общих требований, правил, протоколов и форматов взаимодействия с информационными системами;
  • определять и устанавливать размер оплаты за пользование информационными системами в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • осуществлять иные действия в соответствии с Законом, настоящим Положением, иными актами законодательства Республики Беларусь.

40. Субъекты информационных отношений в пределах предоставленных им полномочий и (или) прав при использовании информационных систем обязаны:

  • выполнять общие требования, правила, протоколы и форматы взаимодействия информационных систем;
  • оказывать информационные услуги с соблюдением требований, установленных Законом, настоящим Положением и иными актами законодательства Республики Беларусь;
  • соблюдать права и законные интересы иных субъектов информационных отношений;
  • использовать и своевременно предоставлять объективную, полную и достоверную информацию;
  • распространять и (или) предоставлять информацию, в отношении которой законодательными актами Республики Беларусь установлена обязательность ее распространения и (или) предоставления;
  • принимать меры по защите информационных систем, обеспечивать сохранность информации;
  • осуществлять контроль состояния информационных систем и порядка ее использования;
  • исполнять другие обязанности в соответствии с настоящим Положением и иными актами законодательства Республики Беларусь.

41. Субъекты информационных отношений в пределах предоставленных им полномочий при использовании информационных систем несут ответственность за:

  • распространение и (или) предоставление информации лицам, не имеющим права доступа к такой информации;
  • нарушение порядка распространения и (или) предоставления общедоступной информации, а также информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
  • неправомерный доступ, уничтожение, изменение, использование, распространение и (или) предоставление информации, а также иные неправомерные действия, совершенные как непосредственно, так и вследствие неправомерных действий другими субъектами информационных отношений;
  • непринятие соответствующих мер по защите информации;
  • невыполнение установленных общих требований, правил, протоколов и форматов взаимодействия информационных систем.

42. Субъекты информационных отношений при использовании информационных систем, распространении и (или) предоставлении содержащейся в них информации несут ответственность за допущенные ими нарушения в соответствии с законодательными актами.

43. Субъекты информационных отношений могут обладать правами и обязанностями, нести ответственность на основании заключаемых между ними договоров (соглашений).

Мнения:

Метки

Книги