Законы и документы  /  «Электронная Беларусь» и е-правительство

Электронное здравоохранение

Подпрограмма Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы

Основной документ: НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы

Заказчик — Минздрав

Технико-экономическое обоснование

Информатизация оказывает непосредственное влияние на прогресс в здравоохранении как в направлении развития самой службы, так и контроля за состоянием здоровья ее пациентов. Современные ИКТ изменяют технологию работы медицинских служб различного профиля и поднимают ее на качественно новый уровень, в том числе позволяют внедрить в медицинскую практику дифференцированные методы выявления, диагностики, лечения и прогноза многочисленных заболеваний.

Высокий уровень информатизации системы здравоохранения республики является необходимым условием достижения одного из важнейших на современном этапе показателя эффективности национальной системы здравоохранения — высокого уровня удовлетворенности граждан качеством предоставляемых услуг.

Все организации здравоохранения в той или иной степени оснащены компьютерами. Практически во всех организациях автоматизированы бухгалтерский, кадровый учеты, во многих учреждениях работают комплексы по подготовке статистической отчетности такие, как «Статистика стационара», «Статистика поликлиники», «Учет временной нетрудоспособности» и другие. Значительно автоматизированы рабочие места, как диагностические АРМ «Врач УЗИ», АРМ «Врач рентгенолог», АРМ «Врач эндоскопист», АРМ «Томография», АРМ «Врач общей практики», и другие.

Функционируют автоматизированные системы, обеспечивающие сбор информации на национальном уровне и мониторинг состояния здоровья населения республики:

  • Государственный регистр лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • Белорусский канцер-регистр;
  • Регистр «Сахарный диабет» и другие.

В ряде организаций здравоохранения республики внедрены комплексные медицинские автоматизированные системы, функционирующие на базе локальных вычислительных сетей и охватывающие различные подразделения организаций здравоохранения, начиная с приема больного в стационаре и заканчивая его выпиской.

В здравоохранении республики сложились определенные предпосылки для успешного и последовательного продвижения информатизации.

Целью развития электронного здравоохранения является повышение качества и доступности медицинского обслуживания населения, доступности услуг, предоставляемых системой здравоохранения республики, информированности населения о состоянии собственного здоровья, применение своевременных ИКТ при планировании лечебно-профилактических мероприятий с учетом возможностей медицинских учреждений.

Задачи подпрограммы:

  • создание в организациях здравоохранения автоматизированных информационных систем электронного документооборота, которые позволят перейти к ведению медицинской документации в электронном виде с обеспечением требований о сохранении врачебной тайны;
  • развитие телемедицины;
  • развитие систем мониторинга состояния здоровья населения, эпидемиологического благополучия;
  • создание и внедрение новых компьютерных технологий профилактики заболеваний, диагностики, обеспечения лечебных процессов;
  • создание общедоступных электронных медицинских ресурсов, в том числе посвященных оздоровлению и здоровому образу жизни человека.

Ожидаемые результаты

Создание современных интегрированных информационных технологий на всех уровнях здравоохранения на основе совместимости информационных структур (от сбора первичных данных на рабочем месте до принятия организационно-управленческих решений на уровне региона и республики) повысит эффективность профилактической помощи и лечебно-диагностического процесса.

Подпрограмма «Электронное здравоохранение» окажет влияние на многие аспекты деятельности системы здравоохранения государства. Результатом выполнения подпрограммы должно стать повышение качества оказания лечебно-диагностической и профилактической помощи населению республики.

Эффект от реализации мероприятий подпрограммы выразится в следующем:

  • повышение оперативности и качества принимаемых решений, сокращение издержек на управление за счет создания соответствующих информационно-аналитических систем;
  • совершенствование лечебно-диагностических и профилактических мероприятий на всех уровнях оказания медицинской помощи;
  • повышение эффективности медицинской помощи за счет улучшения качества постановки диагноза и повышения обоснованности принимаемых медицинских решений;
  • повышение доступности высококвалифицированной медицинской помощи;
  • создание (развитие) систем мониторинга состояния здоровья населения;
  • создание необходимых условий для доступа широких масс медицинских работников к электронной медико-экономической информации по здравоохранению;
  • повышение эффективности труда медицинского персонала за счет автоматизации трудоемких и рутинных операций, повышения достоверности данных и оперативности информационного обслуживания.

Экономическая эффективность внедрения информационных технологий в систему здравоохранения может оцениваться по таким критериям, как:

  • снижение расходов на лечение из-за уменьшения числа ошибочных диагнозов и неправильно выбранных схем лечения, а также за счет сокращения сроков госпитального лечения и уменьшения фармакоэкономических затрат, связанных с оказанием медицинской помощи пациентам;
  • увеличение объема использования трудоемких лабораторных и диагностических методов исследований без дополнительной штатной численности за счет роста производительности труда в автоматизированных лабораториях и диагностических кабинетах (отделениях).

Значения показателей подпрограммы приведены в таблице 3.

Показатель

2010
(оценка)

2011

2012

2013

2014

2015

Доля организаций здравоохранения, использующих, получающих (оказывающих) услуги удаленного (телемедицинского) консультирования:

республи-
канского уровня — 39

республи-
канского уровня — не менее 55

республи-
канского уровня — не менее 80

республи-
канского уровня — 100

областного уровня — не менее 60

областного уровня — не менее 70

областного — 11

областного — 22

областного — не менее 37

областного — не менее 50

районного — 4

районного — 7

районного — не менее 11

районного — не менее 15

районного — не менее 30

районного — 40

Относительная доля медицинской документации, представленной в электронном виде

5

6

10

15

35

не менее 50

Посещаемость информационного портала «За здоровый образ жизни»

не менее 5 тыс. посещений в месяц

не менее 30 тыс. посещений в месяц

не менее 50 тыс. посещений в месяц

Снижение затрат государственных органов власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне

10

20

25

Головная организация-исполнитель: Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения».

Мнения:

Метки

Книги