Законы и документы  /  «Электронная Беларусь» и е-правительство

Электронное обучение и развитие человеческого капитала

Подпрограмма Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы

Основной документ: НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы

Заказчик — Минобразование

Технико-экономическое обоснование

Образовательная система республики в значительной степени ориентирована на получение естественнонаучного и технического образования для обслуживания наукоемких производств, в том числе в области ИКТ. В то же время в последние годы система образования не всегда оперативно откликается на требования научно-производственной отрасли ИКТ.

Для успешного развития информационного общества необходимо принять следующие первоочередные меры.

В средней общеобразовательной школе обеспечить одновременное решение двух задач:

  • подготовка выпускников школ как пользователей ИКТ, которые способны успешно применять их в повседневной жизни;
  • изучение информатики как науки, позволяющей продолжить образование и работать в сфере ИКТ или использовать полученные знания в иных областях профессиональной деятельности.

В системе профессионально-технического и среднего специального образования необходимо модернизировать и расширить номенклатуру специальностей, обеспечив подготовку рабочих и специалистов для работы в сфере ИКТ в должностях, не требующих высшего образования.

В системе высшего образования:

  • постоянно актуализировать номенклатуру специальностей, учебные планы и программы подготовки специалистов в области ИКТ, обеспечивая их соответствие запросам отрасли ИКТ;
  • реструктурировать планы приема в высшие учебные заведения, увеличив набор на специальности, обеспечивающие подготовку специалистов для высокоприоритетных и высокотехнологичных реальных отраслей экономики, в том числе для отрасли ИКТ;
  • обеспечить получение знаний и практических навыков, необходимых для использования новейших ИКТ в профессиональной деятельности.

В системе повышения квалификации и переподготовки кадров следует:

  • внедрить в образовательный процесс при повышении квалификации кадров дистанционную форму обучения;
  • обеспечить развитие открытых образовательных ресурсов в системе повышения квалификации и переподготовки кадров.
  • Материальной основой профессиональной подготовки человека для жизни и работы в информационном обществе являются материально-техническая база и телекоммуникационная инфраструктура системы образования, которые будут развиваться в следующих направлениях:
  • обеспечение учреждений образования современной компьютерной техникой, лицензионным программным обеспечением и иными средствами ИКТ;
  • создание на базе существующих научно-образовательных сетей национальной отраслевой информационной среды системы образования, обеспечивающей информационное взаимодействие всех субъектов системы образования и формирование национальной системы электронных образовательных ресурсов;
  • обеспечение для учреждений образования широкополосного доступа в международные научно-образовательные сети и в глобальной компьютерной сети Интернет.

Все перечисленные мероприятия могут быть реализованы только при условии создания системы, обеспечивающей сохранение и воспроизводство педагогических кадров в сфере ИКТ, привлечение молодежи к преподавательской деятельности. В настоящее время имеются проблемы формирования квалифицированного преподавательского состава по дисциплинам ИКТ и падения престижа преподавательской деятельности в этой области. На протяжении ближайших лет совместными усилиями государства и коммерческих организаций частной формы собственности, работающих в сфере информационных технологий, должна быть создана система моральных и материальных стимулов для педагогов, участвующих в подготовке кадров для отрасли ИКТ, ликвидирована многократная разница в оплате труда педагогов и работников отрасли.

Основной целью подпрограммы является создание условий, содействующих развитию информационного общества, на основе развития человеческого капитала и широкого внедрения элементов электронного обучения.

Задачи подпрограммы:

  • создание национальной системы электронных образовательных ресурсов;
  • совершенствование инфраструктуры и сервисов доступа к национальным и мировым образовательным ресурсам;
  • совершенствование системы подготовки кадров в области ИКТ.

Национальная система электронных образовательных ресурсов и сетевая инфраструктура системы образования образуют единую отраслевую информационную среду системы образования Республики Беларусь. Стратегической целью ее развития является обеспечение для учащихся и специалистов различных учреждений образования независимо от места их расположения равных возможностей получения знаний на уровне современных требований государственных, европейских и международных стандартов.

В подпрограмме предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на развитие человеческого капитала для информационного общества, в частности:

  • модернизация и расширение номенклатуры специальностей профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, отвечающих запросам информационного общества;
  • совершенствование и развитие образовательных информационных ресурсов;
  • совершенствование системы повышения квалификации кадров в области использования ИКТ;
  • создание электронных библиотек научно-педагогической информации;
  • обеспечение доступа к информационным ресурсам лицам с особенностями психофизического развития.

Ожидаемые результаты

Успешное выполнение подпрограммы приведет к созданию условий для повышения качества и доступности образования в республике.

Эффект от реализации мероприятий подпрограммы выразится в следующем:

  • централизованное принятие решений для совместного их использования государственными органами управления образованием;
  • повышение оперативности и качества принимаемых решений, сокращение издержек на управление за счет создания соответствующих информационно-аналитических систем;
  • рост профессионального и общеобразовательного уровня населения за счет обеспечения доступности образовательных услуг, в том числе на основе распространения технологий дистанционного обучения;
  • повышение доступности образования и качества оказания образовательных услуг лицам с особенностями психофизического развития за счет эффективного использования ИКТ в образовательном процессе учреждений специального образования Республики Беларусь;
  • обеспечение безбарьерной образовательной среды средствами ИКТ для успешной интеграции лиц с особенностями психофизического развития в современное информационное общество;
  • перевод образовательных ресурсов в электронный вид, обеспечение удаленного обслуживания пользователей посредством глобальной компьютерной сети Интернет.

Значения показателей подпрограммы «Электронное обучение и развитие человеческого капитала» по годам приведены в таблице 5.

Показатель

2010
(оценка)

2011

2012

2013

2014

2015

Количество действующих электронных образовательных ресурсов, единиц

45

48

54

63

71

79

Количество действующих электронных библиотек научно-образовательных информационных ресурсов (далее – ИР), единиц

2

2

2

2

2

3

Количество электронных средств обучения для использования в коррекционно-образовательном процессе лиц с особенностями психофизического развития, единиц

1

2

5

10

15

20

Охват информационными сервисами для обеспечения взаимодействия учреждений образования, органов управления и населения, процентов

5

15

25

35

55

70

Головная организация-исполнитель: Учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь».

Мнения:

Метки

Книги