Законы и документы  /  «Электронная Беларусь» и е-правительство

Электронная таможня

Подпрограмма Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы

Основной документ: НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы

Заказчик — ГТК

Технико-экономическое обоснование

Таможенные органы, контролирующие международные грузопотоки и управляющие ими, способствуют социально-экономическому развитию государства путем защиты внешней торговли от факторов, способных нанести ущерб экономике.

В целях обеспечения современного уровня таможенной службы Республики Беларусь, соответствующего лучшим международным стандартам, необходимо постоянно модернизировать единую автоматизированную информационную систему таможенных органов. В настоящее время создана и функционирует Национальная автоматизированная система электронного декларирования (далее – НАСЭД).

Услуги по электронному декларированию предоставляются участникам внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) по всей территории страны. Более 80 процентов поставок экспортных товаров и более 7 процентов импортных поставок оформляется в виде электронных документов, временно вывозимых товаров – 90 процентов.

В рамках таможенного союза создается единая система и единая база данных выданных лицензий. В систему включены Минторг, Минздрав, МВД, республиканское унитарное предприятие по надзору за электросвязью «БелГИЭ» Минсвязи, Минприроды. Создана основа для расширения информационного взаимодействия, в том числе между министерствами и организациями, выдающими разрешения на перемещение товаров через таможенную границу, ограниченных к такому перемещению. Реализуется Рекомендация Европейской экономической комиссии ООН № 33 по повышению эффективности обмена информацией между участниками международной торговли и правительственными учреждениями (реализация принципа «одно окно» при таможенном декларировании).

В перспективе предусматривается реализация в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь принципа «одна остановка», также основанного на организации информационного взаимодействия между контрольными службами пункта пропуска между собой и участниками внешней торговли, в настоящее время трансформировавшегося в принцип «интегрированное управление границей». ГТК приступил к реализации этого принципа через разработку и внедрение Автоматизированной системы управления процессами контроля в автодорожном пункте пропуска. Внедрение этой системы показало, что необходимо организовывать информационный обмен между контрольными службами не только на локальном уровне, но и на уровне центральных аппаратов контрольных служб, а также обмен информацией между таможенной службой и грузоперевозчиками, импортерами и экспортерами.

Создана информационная система учета движения таможенных платежей, предназначенная для автоматизированного формирования и ведения лицевых счетов субъектов ВЭД, расчета и анализа таможенной задолженности, контроля своевременности и полноты зачисления в бюджет государства сумм платежей, взимаемых таможенными органами.

Существенным шагом в развитии ИКИ таможенных органов стала Государственная программа создания совместной интегрированной телекоммуникационной сети Государственного таможенного комитета и Государственного пограничного комитета, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2004 г. № 1397 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 176, 5/15110). В ходе ее реализации в течение 2004–2008 годов были построены линейные и станционные сооружения от пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь до районных узлов электросвязи РУП «Белтелеком», модернизированы узлы связи и телекоммуникаций таможен, Минской центральной таможни. Это позволило организовать выделенные цифровые каналы передачи данных от пунктов пропуска до таможен и от таможен до Минской центральной таможни – Центра обработки данных таможенных органов.

Образование Таможенного союза, вступление в силу Таможенного кодекса Таможенного союза требует от таможенной службы Республики Беларусь развивать свои информационные технологии с учетом необходимости организации информационного взаимодействия с таможенными службами Казахстана и России, с Секретариатом Комиссии Таможенного союза.

С учетом роста транзитных потоков необходимо ускорить модернизацию информационных систем в целях их гармонизации с информационными системами таможенных служб государств – членов Европейского союза. Опыт внедрения электронного декларирования показал, что следует развивать информационные системы также в сторону максимально широкого предоставления электронных услуг участникам международной торговли.

Основной целью подпрограммы является реализация государственной информационной политики, содействующей развитию международной торговли как составной части экономики Республики Беларусь и обеспечению конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках, развитию направления по предоставлению электронных услуг участникам международной торговли как белорусским, так и иностранным.

Задачи подпрограммы:

  • развитие ИКИ таможенных органов, обеспечивающей опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей таможенных органов для быстрого и беспристрастного принятия решений по торговой сделке, государственных органов управления и участников международной торговли (для резидентов Республики Беларусь – участников ВЭД) для прогнозирования результатов торговли, их оценки;
  • развитие системы информационной безопасности, обеспечивающей правовое и безопасное использование ИКТ;
  • обеспечение доступности участникам международной торговли информационных услуг на основе ИКТ путем создания специализированного портала;
  • повышение качества таможенного регулирования и совершенствование таможенного администрирования на основе применения усовершенствованной системы анализа и управления рисками;
  • совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления путем интеграции информационных ресурсов таможенных органов в единый ГИР и обеспечения к этим ресурсам регламентированного и безопасного доступа;
  • развитие и совершенствование НАСЭД в направлении создания Национальной автоматизированной системы таможенного декларирования, обеспечивающей участникам международной торговли возможность представлять таможенным органам информацию в виде электронных таможенных документов и электронной предварительной информации;
  • обеспечение интеграции с информационными ресурсами банковской системы и государственных органов, регулирующих международную торговлю, для реализации принципов «одно окно» и «одна остановка»;
  • содействие внедрению в практику ведения международной торговли участниками ВЭД электронных коммерческих документов международного образца в целях создания необходимых условий для организации таможенного декларирования и таможенного контроля по принципу «одного окна».

Ожидаемые результаты

Об успешном выполнении задач подпрограммы «Электронная таможня» будет свидетельствовать достижение показателей, приведенных в таблице 6.

Показатель

2010
(оценка)

2011

2012

2013

2014

2015

Доля использования электронного предварительного информирования заинтересованными лицами от всех ввозимых на территорию республики товарных партий

13

30

50

80

90

100

Доля использования таможенных документов в электронном виде до 80 процентов при производстве таможенных операций, связанных с выпуском товаров

20

25

35

40

80

Доля использования при производстве таможенных операций, связанных с регистрацией статистических и периодических статистических деклараций в электронном виде

45,8

60

80

95

100

100

Доля централизованной обработки информации, предоставляемой таможенным органам для производства таможенных операций, связанных с выпуском товаров

90

100

100

100 исключение субъективного фактора при выполнении таможенных операций, связанных с выпуском товаров

Мнения:

Метки

Книги