Законы и документы  /  «Электронная Беларусь» и е-правительство

Электронное правительство

Подпрограмма Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы

Основной документ: НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы

Заказчик — Департамент информатизации Минсвязи

Технико-экономическое обоснование

На протяжении последнего десятилетия в результате выполнения государственных программ, включая проект Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003–2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. № 1819 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 3, 5/11734), (далее – ГП «Электронная Беларусь»), разработан ряд многофункциональных общегосударственных и ведомственных информационных систем.

Ведомственные проекты по информатизации ГП «Электронная Беларусь» были направлены на совершенствование деятельности государственных органов и органов местного управления на основе ИКТ и на развитие процессов информатизации в реальных секторах экономики, образовании, здравоохранении, культуре, торговле, логистике. В настоящее время на основе ведомственных информационных систем оказываются услуги по поиску работы в центрах занятости населения, медицинские услуги (информация о наличии мест в больницах, запись на прием, телемедицина), услуги общественных библиотек (каталоги, поисковые системы), справочные и регистрационные услуги по недвижимому имуществу, развиваются также услуги по электронному декларированию в системе таможенных и налоговых органов, в сфере залогового имущества для упрощения процессов кредитования и другие.

Выполнен значительный объем работ по компьютеризации рабочих мест в государственных органах и организациях, обучению использованию информационных технологий.

Целью создания электронного правительства является повышение эффективности реализации основных государственных функций на основе создания и развития государственной системы оказания электронных услуг посредством:

  • совершенствования управленческих бизнес-процессов и административных процедур с использованием ИКТ;
  • создания новых и развития существующих ГИР;
  • предоставления электронных услуг через различные среды доступа путем использования современной сетевой инфраструктуры;
  • перехода на электронный документооборот и технологии дистанционного межведомственного взаимодействия.

Задачи подпрограммы:

реализация мероприятий подпрограммы «Электронное правительство» (первый этап) в комплексе обеспечит завершение работ по созданию и развитию базовых компонентов инфраструктуры электронного правительства и формированию государственной системы предоставления электронных услуг:

  • ОАИС, интегрирующая ГИР в целях предоставления электронных услуг, включая развитие портала электронных услуг;
  • государственная система управления открытыми ключами;
  • система идентификации физических и юридических лиц;
  • система формирования и хранения ГИР, используемых при оказании электронных услуг, включая регистр населения Республики Беларусь, на основе которого будет создана единая система идентификации граждан;
  • платежный шлюз в интеграции с единым расчетным информационным пространством, посредством которого будут осуществляться платежные транзакции через портал ОАИС;
  • единая защищенная среда информационного взаимодействия республиканских и местных органов государственного управления.

Инфраструктура оказания электронных услуг будет развиваться с использованием различных средств доступа (глобальная компьютерная сеть Интернет, инфокиоски, call-центры, системы сотовой подвижной электросвязи, интерактивное цифровое телевидение).

Мероприятия направлены на формирование и развитие ГИР и оказание электронных услуг, совершенствование бизнес-процессов и оптимизацию административных процедур в организациях, оказывающих электронные услуги, создание территориально-распределенных информационно-аналитических систем в целях получения необходимой для принятия управленческих решений информации и применения средств ее аналитической обработки, а также на системное развитие услуг региональной информатизации.

В соответствии с основными задачами и направлениями Национальной программы подпрограмма «Электронное правительство» предусматривает на первом этапе ее реализации создание и функционирование системы мониторинга прогнозирования в данной сфере, включая организацию государственного статистического наблюдения, анализа, оценки хода реализации Стратегии и Национальной программы, системы показателей развития информационного общества в Республике Беларусь.

В рамках первого этапа предусмотрены также организационно-технические мероприятия по формированию системы обеспечения эксплуатации государственных информационных систем. Аналогичные службы получили широкое развитие в мировом сообществе и организуются в том числе на основе передачи соответствующих функций (аутсорсинга) сторонним организациям.

Ожидаемые результаты

Значения показателей подпрограммы «Электронное правительство» по годам приведены в таблице 2.

Таблица 2

Показатель

2010
(оценка)

2011

2012

2013

2014

2015

Итоговый индекс готовности к электронному правительству ООН

0,547

0,564

0,601

0,626

0,650

0,674

Индекс веб-услуг ООН

0,11

0,12

0,15

0,17

0,19

0,21

Доля организаций, использующих технологию ЭЦП, процентов

менее 10

10

10

12

15

не менее 20

Доля организаций, использующих глобальную компьютерную сеть Интернет для получения от государственных органов и предоставление государственным органам информации, процентов

менее 20

20

30

45

65

не менее 95

Доля ГИР, интегрированных посредством ОАИС, в общем объеме ГИР, использующихся для оказания электронных услуг, процентов

5 ГИР (менее 2)

2

3

7

15

не менее 20 от общего количества ГИР

Доля государственных органов, пользующихся услугами специализированных организаций по эксплуатации информационных систем, процентов

1

2

5

не менее 10

В случае изменения методики расчета индекса развития ИКТ МСЭ контрольные значения показателя должны быть скорректированы.

Мнения:

Метки

Книги