e-Gov.by  /  События

Новый помощник президента РБ ратует за развитие электронной экономики

11 июня 2013

Новый помощник президента РБ ратует за развитие электронной экономикиКирилл Рудый сегодня был назначен новым помощником президента по экономическим вопросам. Каких взглядов придерживается 35-летний доктор экономических наук, можно понять из его последней статьи "Электронная экономика государства", опубликованной в майском номере ведомственного журнала Нацбанка РБ "Банковский вестник". 

Правда, удастся ли ему реализовать эти идеи на госслужбе  — вопрос еще тот. Данный материал написан, когда Рудый работал одним из руководителей компании "Бел Хуавэй Технолоджис". Хотя до этого он был советником посольства Беларуси в Китае. Именно опыт развития Поднебесной призвал взять на вооружение Александр Лукашенко, назначая Рудого своим помощником.

В своей статье Кирилл Рудый предложил шаги по развитию электронной экономики Беларуси. В литературе также встречаются названия e-economy, новая экономика, информационная, сетевая, интеллектуальная экономика, которая предполагает использование информационных и компьютерных технологий (ИКТ) для обеспечения прироста общественного продукта, повышения производительности во всех секторах экономики.

Рудый полагает, что сравнение отдельных показателей развития электронной экономики Беларуси с рядом стран пока не в пользу нашей страны.

Эксперт считает, что ИКТ-сектор Беларуси требует модернизации.

"Беларусь опережает Казахстан и Украину по уровню развития ИКТ. При этом по показателю предоставления электронных услуг Республика Беларусь уступает в конкуренции всем близлежащим странам и странам — участницам Единого экономического пространства", — отмечает он.

Помощник президента обращает внимание на то, что в Беларуси нет электронного правительства. "ООН ежегодно публикует, как правило, топ-50 стран по индексу их готовности к введению электронного правительства. В данном рейтинге Беларусь занимает 61-е место.

Несмотря на имеющуюся нормативную базу, электронного правительства в его международном понимании в Беларуси нет.

С учетом рассмотренных выше других элементов электронного здравоохранения, образования, энергетики и прочих сфер можно также утверждать, что электронная экономика государства в целом находится в Беларуси только на этапе формирования", заключает он.

Третий вывод, который делает Рудый, —

"популярность интернета в Беларуси находится на среднемировом уровне".

"По количеству пользователей интернета на 100 человек Беларусь уступает всем своим условным конкурентам, кроме Украины. При этом этот показатель находится на среднемировом уровне: 39 в Беларуси против 35 в мире, 26 — в развивающихся странах и 74 — в развитых", отметил эксперт.

В качестве приоритетных шагов по развитию электронной экономики Беларуси

Кирилл Рудый предлагает создать координационный центр по регулированию электронной экономики, разработать государственный финансовый механизм поддержки и усилить международное сотрудничество.

Новоиспеченный помощник президента отмечает, что "масштабное и системное развитие электронной экономики государства потребует существенных финансовых ресурсов". По оценке ОЭСР, инвестирование 1 доллара в сферу ИКТ требует дополнительных инвестиций в размере 9 долларов в соответствующие отрасли. Прямое государственное инвестирование, как правило, осуществляется в создание ИКТ-инфраструктуры. Так, принятие в 2010 году в ЕС нового законодательства по госинвестициям в ИКТ в сельской местности и неприбыльных отраслях привело к дифференциации цен на электронные услуги в различных регионах.

Наряду с прямыми государственными инвестициями в электронную экономику важным финансовым механизмом является косвенное государственное стимулирование частного сектора. Например, применение в Японии беспроцентных кредитов, налоговых льгот привело в 2007 году к подключению более 8 млн домашних хозяйств к системам оптического волокна, что сделало Японию мировым лидером в данной сфере.

Важно подчеркнуть, что "прямое и косвенное государственное инвестирование не должно влиять на конкурентную среду в сфере ИКТ". "В этой связи первостепенная роль государства в развитии электронной экономики должна быть направлена на

создание равных справедливых условий хозяйствования всех субъектов в сфере ИКТ, обеспечение равного доступа к предоставлению и получению электронных услуг со стороны государственного, частного и иностранного секторов",

написал Рудый, будучи одним из руководителей белорусской "дочки" китайской ИКТ-компании "Хуавэй".

Рудый считает, что "наличие в Беларуси технических вузов, готовящих высококонкурентных специалистов, является хорошей основой для кадрового обеспечения электронной экономики". Он называет отток специалистов в более высокооплачиваемые частный и иностранный секторы ИКТ "естественным процессом".

В этой связи государственный сектор не может напрямую конкурировать с частными белорусскими и иностранными компаниями, поэтому может лишь косвенно стимулировать данный сектор для достижения своих целей, превращая их из конкурентов в партнеров, полагает Рудый. Вместе с тем

"взаимовыгодным видится включение представителей основных игроков белорусского рынка ИКТ в состав координационного совета по регулированию электронной экономики.

В этом случае кадровое обеспечение будет представлять государственно-частное партнерство и отвечать интересам различных субъектов рынка".

Помощник президента призывает смириться с мыслью, что "Беларусь в настоящее время не является мировым лидером в сфере ИКТ и обладателем новейших технологий". "Поэтому международное сотрудничество становится приоритетом в создании полноценной и конкурентоспособной электронной экономики. В зависимости от уровня развития национальных ИКТ и IT-компаний во многих странах строится международное сотрудничество. Например, США, защищая от конкуренции свою корпорацию Cisco, в 2012 году ввели политические санкции относительно китайских корпораций Huawei и ZTE.

В свою очередь Канада, Великобритания, Австралия и другие страны, наоборот, проводят политику по привлечению этих компаний со своими технологиями на национальный рынок. В этой связи формирование международного сотрудничества в сфере ИКТ должно соответствовать потребностям национальной электронной экономики, уровню конкуренции и развития национальных технологий и соответствующих корпораций, а также приоритетам политического взаимодействия", -  заключает Кирилл Рудый.

tut.by

Мнения:

Метки

Книги