e-Gov.by  /  События

Эксперт: В РБ нужно продумать механизм идентификации при е-обращениях граждан

23 мая 2013

Data-codes-between-people-007 В Беларуси необходимо продумать механизм, который позволит идентифицировать граждан, подающих электронные обращения. Такое мнение высказал сегодня заместитель начальника управления конституционного строительства Национального центра законодательства и правовых исследований (НЦЗПИ) Николай Саванович на совместном выездном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и СМИ и Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству.

Николай Саванович, в частности, отметил, что

механизм электронных обращений на постсоветском пространстве ввели пока две-три страны.

Это новая и прогрессивная форма, но у нее есть и свои минусы. Пока что практика такова, что подать электронное обращение можно под чужим именем. Хотя то же самое может быть и в случае с письменным обращением, но все же с электронным вариантом это сделать проще.

"Идентификацию лица нужно продумать",

— считает эксперт. По его мнению, возможно, стоит обратить внимание на Россию, где вводят идентификационные карты, которые можно использовать не только в сфере электронных обращений, но и, например, для учета в области пенсионного обеспечения.

Представитель НЦЗПИ обратил внимание на то, что не так давно в законодательство был введен новый субъект права на обращения — юрлицо. Это создало поле для размышлений как для законодателей, так и для тех, кто применяет закон на практике.

Эксперт подчеркнул: "Право на обращение — это еще не гарантия, что должен быть всегда положительный ответ". Он добавил, что, к сожалению, не все граждане хотят, чтобы было сделано по закону. Иногда заявитель руководствуется только своими интересами. В некоторых ситуациях право на обращение используется даже не как право, а как средство неправомерного давления на орган госвласти.

Другая проблема — это обращения людей, которые страдают определенными заболеваниями, но не лишены дееспособности. Порой они отнимают много времени, приходя на прием с абсурдными вопросами. К сожалению, действенных инструментов по фильтрации не совсем вменяемых заявителей или тех, кто злоупотребляет этим правом, в мире пока не найдено. В некоторых странах существует такой метод, как специальный список. Информация из него открыта для всех. В список вносятся имена людей, которые лишаются права на обращения. "Но понимание и применение этого института остаются неоднозначными", — сказал эксперт. В Беларуси не ведется речь о введении такого механизма.

Помимо этого, не всегда граждане используют такую форму, как обращение в суд с жалобой на неправомерные действия госорганов. Кто-то не хочет платить госпошлину, а для кого-то судебный вариант пока непривычен. Николай Саванович сообщил, что количество обращений намного превышает число жалоб в суд. Обращений по всей стране может быть около 1 млн. за год, а соответствующая категория жалоб в суды может насчитывать примерно 1 тыс.

Представитель НЦЗПИ не исключил, что

в 2014 году могут быть разработаны поправки в закон об обращениях граждан и юрлиц, которые учтут проблемные моменты правоприменения.

В заседании также приняла участие начальник отдела по работе с обращениями граждан и юрлиц Гродненского облисполкома Марина Рахманова. Она обратила внимание на то, что в законодательство не прописано четко, какое обращение является повторным: направленное в течение года после первого или, например, в течение пяти лет.

Говоря об электронных обращениях, она также отметила, что необходим механизм идентификации. Например, электронная цифровая подпись. "Думаю, в дальнейшем получит развитие именно электронное обращение, а не письменное", — считает она. Также, по ее мнению, необходимо, чтобы заявитель указывал номер телефона. В таком случае можно будет оперативно уточнить какие-то моменты, а не вступать в переписку по мелочам.

БЕЛТА

Мнения:

Метки

Книги