e-Gov.by  /  События

ЧАВО: Автоматизированная система оплаты проезда в РБ

27 марта 2014

Рассчитывают на это и пассажиры. Но пока многие из них переживают легкую панику, ведь с 1 апреля в системе оплаты проезда произойдет маленькая революция: пассажиры навсегда распрощаются с бумажными проездными, а также магнитными пластиковыми карточками (с черной полосой) на метро. Им на смену придут единые электронные билеты на основе бесконтактных смарт-карт (БСК).

Со следующего вторника автоматизированная система оплаты и контроля проезда (АСОКП) вступит в решающую стадию. Как все новое, горожане воспринимают это событие скорее с опаской, чем с интересом. Но давайте исходить из того, что сегодня это новшество – данность, которую так или иначе придется осваивать. Постараемся помочь в этом минчанам и гостям столицы, ответив на самые распространенные вопросы.

Сначала – несколько основополагающих моментов

1) Электронные проездные билеты на основе БСК надо прикладывать к валидаторам каждый раз при входе в транспортное средство, даже если у вас проездной на месяц или любой другой период. Карту можно подносить к устройству на расстояние до 5 см любой стороной, она сработает и в том случае, если лежит в кошельке.

2) Валидаторы размещены на поручнях по обе стороны дверей салона, а возле передней двери – с одной стороны. После того как сработают световой и звуковой индикаторы и на экране прибора появится слово «Оплачено», пассажир может не опасаться встречи с контролерами.

3) В отличие от бумажных проездных БСК не нужно утилизировать. Их не обязательно обменивать в кассе (киоске), а можно многократно кодировать, пополняя разными тарифными планами.

4) БСК хотя и считаются вполне современным средством оплаты, довольно уязвимы при некоторых обстоятельствах. Специалисты говорят, что их необходимо оберегать от воздействия сильных магнитных полей (мобильные телефоны не в счет) и тепла. Смарт-карты не следует носить в местах, где они подвержены излому, например в заднем кармане брюк. Вам никто не заменит сломанный проездной и не возместит его стоимость.

Далее — ответы на вопросы, с которыми в последние несколько недель почти каждый день обращаются наши читатели.

– Планируют ли выводить из обращения бумажные талончики и жетоны метро?

– В обозримом будущем такой шаг не планируется: жетоны и талоны останутся правомочным платежным средством в городском транспорте. Талончики по-прежнему можно будет купить как в специализированных киосках, так и у водителей (а вот кондукторов в столичном транспорте вскоре не станет). Однако советуем пассажирам запасаться талонами заранее: у водителя они попросту могут закончиться, а контролеры по закону не обязаны принимать во внимание отсутствие билетной продукции у рулевого.

Между тем с 1 апреля штраф за безбилетный проезд – 75 000 рублей.

– Ограничено ли количество поездок на апрельских проездных на месяц, полмесяца, декаду?

– Нет. По словам заместителя генерального директора ГП «Минсктранс» Ирины Якубовской, количество поездок, в том числе на метро, на таких проездных не лимитируется.


– Как выбрать наиболее выгодный вариант проездного билета? Я запутался в них – сроковые, разовые, на количество поездок…

– В киосках «Агентства Минсктранс» и кассах Минского метрополитена на одну БСК (единый проездной) можно записать одновременно до 6 видов билетов. Среди них аналоги всех вариантов бумажных проездных, к которым за много лет привыкли пассажиры и которые сейчас доживают последние дни. Это так называемые сроковые билеты (на определенный срок) на декаду, полмесяца, месяц – на один вид транспорта или на несколько.

На ту же БСК, вместе со сроковым проездным, можно записать и определенное количество поездок (5, 10, 20, 30, 40, 50, 60). С 1 апреля вы сможете использовать их в любом виде транспорта в течение 60 дней со дня продажи. Например, по желанию пассажира на карту запишут месячный проездной на автобус и троллейбус, которыми вы пользуетесь часто, и еще 20 поездок, которые при необходимости можно использовать в метро или трамвае. Такой вариант проездного выгоднее, чем покупка изо дня в день талонов или жетонов. Чем больше поездок вы заносите на карточку, тем дешевле обходится каждая: на сегодня 5 поездок стоят 14 700 рублей, 10 – 28 500, 20 – 55 800, 30 – 81 900, 40 – 106 800, 50 – 130 500, 60 – 153 000 рублей.

Этот способ оплаты проезда удобен тем, кто не слишком часто выезжает куда-либо, например пенсионерам, мамам в декрете. Но не только: более активным пассажирам также стоит проанализировать интенсивность своих передвижений по городу. Если вы ежедневно ездите по нескольку раз со многими пересадками, то выгоднее купить месячный проездной на необходимые вам виды транспорта. Но если вы добираетесь на работу и домой без пересадок или с редкими пересадками, причем только в будни, то есть смысл подумать над приобретением, допустим, 50-60 поездок, которые обойдутся дешевле, чем месячный проездной на 2 вида. Причем если вы не используете их в апреле, они будут действительны и в мае.

– На моей карточке закодированы проездной на апрель на автобус и троллейбус и отдельно 30 поездок. Как считывающее устройство определит, где какие данные нужно списывать?

– Когда вы приложите БСК к валидатору в автобусе или троллейбусе (это один вид проездного, записанного на вашу смарт-карту), в первую очередь считается информация со срокового билета. И только по окончании периода его действия или в метро и трамвае (они не учитывались в первом проездном) начнется списание поездок с другого вида билета.


– Если я заранее, например 20 апреля, захочу купить проездной на май, его запишут на ту самую карту, на которой действует апрельский билет. Не перепутаются ли эти данные на моей БСК?

– Специалисты утверждают, что этого не произойдет: майский проездной будет записан на отдельной дорожке смарт-карты, и пока не придет его время, он не вступит в силу. При этом вы спокойно сможете пользоваться апрельским билетом. Так что одно другому не помешает.

– Почему в метро и наземном транспорте разная залоговая стоимость смарт-карт? В чем вообще их различие?

– Действительно, залоговая стоимость БСК государственного предприятия «Минсктранс» (на них изображены 4 вида транспорта: автобус, троллейбус, трамвай и поезд метро) – 12 000 рублей. Если же вы хотите приобрести проездной только на метро, в кассах подземки вам предложат билет на основе метрополитеновской радиокарты залоговой стоимостью 10 000 рублей, в том числе билет на 10, 15, 30 дней, действие которого начинается с любой даты.

Эти смарт-карты давно используются в метрополитене и пока будут в ходу параллельно с универсальными картами «Минсктранса». Однако их возможности не одинаковы: БСК метрополитена недействительны в наземном транспорте, а чтобы в метро можно было пользоваться единым проездным билетом «Минсктранса», на крышках турникетов в вестибюлях станций сейчас устанавливают валидаторы, как в автобусах, троллейбусах и трамваях.

Фото с сайта www.minsktrans.by

Они появятся не на каждом турникете – от двух до шести штук на вестибюль в зависимости от пассажиропотока станции. После того как вы приложите универсальную БСК к этому устройству, должен погаснуть световой индикатор «красный круг» на передней панели турникета, а «зеленая стрелка» должна загореться. На табло валидатора появится надпись «Оплачено». Тогда путь на станцию свободен.

– Как владелец электронного проездного может увидеть, сколько поездок на нем осталось?

– Когда пассажир прикладывает смарт-карту к валидатору первый раз, он оплачивает поездку. Приложив БСК к валидатору второй раз в течение одной поездки (до конечной остановки), пассажир увидит в окошке устройства информацию о балансе проездного, например: «Осталось 10 поездок» или «Истекает через 5 дней».

– Не спишется ли дополнительная поездка, если я второй раз поднесу карточку к валидатору?

– Учитывая сказанное ранее, этого опасаться не стоит. Но подчеркну: когда автобус, троллейбус или трамвай приходят на конечную остановку, данные об оплате проезда, так сказать, обнуляются. Даже если вы едете на том же транспортном средстве, но оно отправляется в новый рейс, надо снова приложить электронный проездной к валидатору или пробить другой талон (на нем отпечатается не только дата, тип и номер подвижной единицы, но и время).

– На бумажных проездных мы видели, на какие виды транспорта они распространяются. Как это будет видно на электронных?

– Вообще-то никак. Но при продаже электронного билета пассажиру должны дать чек с информацией о сроках действия проездного документа и записанных на нем тарифах. Так покупатель может убедиться, что на смарт-карту записали нужные ему данные. Пока система войдет в нормальное русло, рекомендуем сохранять чеки.


– Как контролеры будут проверять, оплачен ли проезд владельцем смарт-карты?

– При входе в транспортное средство ревизоры с помощью специальной БСК блокируют валидаторы и электронные компостеры. Так что, теоретически, у «зайцев» мало шансов пробить талон или валидировать проездной при появлении проверяющих. Единственная рекомендация пассажирам в связи с этим: если входите в салон вместе с контролерами, обратите на себя внимание, чтобы ревизоры случайно не причислили вас к безбилетникам. Для проверки оплаты проезда они используют переносной терминал контролера: к нему подносят электронный проездной, и появляется слово «Оплачено». В противном случае пассажиру грозит штраф.

– Вдруг терминал контролера отобразит неверную информацию или моя смарт-карта даст сбой. Как можно это доказать?

– Специалисты филиала «Агентство Минсктранс» и Минского метрополитена утверждают, что такие ситуации легко разрешимы. Дело в том, что каждая БСК имеет номер, записанные на ней данные и все действия, произведенные с ней, отображаются в процессинговом центре филиала. Там видно также, если вдруг электроника в транспортном средстве выходит из строя, например самопроизвольно блокируется. Пассажиры могут обратиться в эти подразделения в спорных ситуациях и для проведения экспертизы БСК. Процессинговый центр филиала «Агентство Минсктранс» размещается по адресу: Партизанский пр., 6 (тел. 246-98-71). Экспертизу радиокарты метро можно провести в здании метрополитена на пр. Независимости, 6 (тел. 219-51-72).

– Я инвалид 2-й группы, имею право бесплатного проезда в общественном транспорте. Надо ли мне получить какую-то специальную карточку, чтобы пользоваться льготой с 1 апреля?

– Как сообщили в «Минсктрансе», пассажиры, обладающие правом бесплатного проезда, по-прежнему могут пользоваться установленными льготами, предъявляя контролерам соответствующие удостоверения и справки. В перспективе для таких минчан выпустят персонифицированные (именные) бесконтактные карты, на которых будет записана информация о льготах. Получить такие карты можно будет в специальных пунктах, которые откроются во всех районах города. О подобных новшествах горожан оповестят дополнительно.

tut.by

Мнения:

Метки

Книги