Темы  /  Gov 2.0 проекты

The Сity 2.0 или как создать город будущего своими идеями

27 июля 2012
the Сity 2.0 или как создать умный город своими силами

«Я город 2.0. Мечтай обо мне. Построй меня. Сделай меня реальным.»

Такое сообщение можно прочесть в разделе «О нас» веб-сайта the Сity 2.0. «Город 2.0» — место, в котором собраны и собираются перспективные идеи для городов будущего. В результате применения этих самых разных идей на практике города должны стать веселее, безопаснее, красивее и здоровее для всех. По крайней мере, могут стать.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Платформа Город 2.0 является одной из ветвей развития некоммерческого проекта TED, известного своим стремлением объединять новейшие технологии с дружественным пользователю дизайном и развлекательным, игровым характером (TED = Technology, Entertainment, Design). Каждый год TED организует две крупных конференции: одну — весной в Лонг Бич и Палм Спрингс, а другую — летом в Эдинбурге.

Также ежегодно (с 2005 года) вручается премия TED за амбициозные планы по изменению окружающего мира. Эту премию за всё время её существования получили 17 человек. Среди них популярный музыкант Боно, объединивший в одну сеть миллион африканских активистов борьбы с голодом и болезнями, и эпидемиолог Лоуренс Бриллиант, автор проекта InSTEDD.

InSTEDD предназначен для раннего обнаружения очагов эпидемий и оперативного реагирования на стихийные бедствия в отдельных регионах. Для этого используются технологии веб-картографирования и текстового оповещения тех местных жителей, которые находятся в зоне опасности.

В 2012 году TED выделяет десять премий по 10 000 долларов на идеи, связанные с улучшением городской жизни.

Эти деньги предоставляются фондом братьев Найт. Пока что определились только пять победителей.

ИДЕИ

Все идеи, предложенные до настоящего момента, можно посмотреть в разделе «Истории». Идеи эти разбиты по девяти категориям (в скобках указано количество историй в каждой категории): образование (9), здоровье (8), еда (8), безопасность (8), транспорт (10), игра (13), искусство (11), строительство (8), общественное пространство (11). Легко заметить, что идей в «развлекательных» рубриках больше, чем в тех, что имеют отношение к социальной проблематике.

География представленных проектов кажется широкой — но только кажется. Чтобы пересчитать проекты, которыми представлены вся Африка, Азия, Австралия, Латинская Америка и Европа, хватит пальцев обеих рук. «Города будущего» по умолчанию понимаются как мегаполисы, хотя в мегаполисах живёт не больше 20% населения Земли. Таким образом, ниша идей для небольших городов (каких много, например, в Беларуси) — совершенно свободна и не разработана, а это значит, что белорусские проекты вполне могут оказаться успешными.

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ

Чтобы проект мог участвовать в конкурсе, он должен соответствовать несложному набору условий. Во-первых, нужна простая, но творческая идея, которую можно скопировать и применить в других городах. Во-вторых, будет очень хорошо, если над проектом работают не отдельные, пускай и выдающиеся, личности, а организованные группы людей, профессионалов из разных областей, которые не стесняются привлекать в своей деятельности обычных горожан.

В-третьих, приветствуются те идеи, которые кажутся труднодостижимыми, даже невозможными, но их авторы сильно мотивированы и предлагают осмысленный план действий. Т.к. цель платформы Город 2.0 — помочь людям экспериментировать и мыслить шире, то подобные проекты имеют хорошие шансы на успех.

В-четвёртых, следует иметь в виду, что проекты, которые уже реализуются и по которым уже есть какие-то результаты, обладают серьёзным преимуществом перед просто идеями. Вообще, очень важно рассказывать о находках, успехах и неудачах в осуществлении своей идеи.

В идеале, любую идею можно будет охарактеризовать как вовлекающую, новаторскую, благотворную, развивающуюся или воодушевляющую.

КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Победителей объявляют почти каждый месяц. Награждается та идея или тот проект, которые дают ответ или решение или полезный опыт глобальным вызовам современности, т.е. очень важно видеть связи между краткосрочными действиями и долговременной целью. В конечном счёте, побеждают идеи, которые стоит распространять во всём мире.

Кроме того, организаторы и жюри внимательно думают над следующими вопросами:

1. Способна ли данная организованная группа с предлагаемым ими планом действий реализовать свой проект? Чем яснее и отчётливее сформулированы идеи, чем ближе они к реальности и практике, тем лучше.

2. Станут ли 10 тысяч долларов весомым вкладом в реализацию проекта? Эта сумма не должна составлять весь запланированный бюджет, но также она не может быть слишком незначительной долей первоначальных нужд.

3. Можно ли скопировать идею или ключевые находки, выводимые из неё? Чему такому может научить этот проект, что можно было бы применить в других городах? Самые лучшие проекты — те, которые помогают другим людям взглянуть по новому на проблемы и возможности в их родных городах.

ПОБЕДИТЕЛИ

Первым победителем Города 2.0 стал Раганза Тазинвайр, угандийский художник и учитель Первым победителем Города 2.0 стал Раганза Тазинвайр, угандийский художник и учитель. В Уганде не прекращаются военные конфликты, а детей вместо школ забирают в вооружённые банды. Тазинвайр предложил сделать для детей из трущоб парк развлечений. Поскольку у небогатого государства ресурсов особенно нет, то аттракционы Раганза делает из использованных пластиковых бутылок и тому подобного мусора. Детям нравится)

Второй грант получили дизайнеры из Лондона Алистер Пэрвин и Ник Йеродьякону за проект WikiHouse. Пользователи сайта постят туда макеты, чертежи, планы строительства, инструкции, советы, которые позволяют людям построить собственное жильё из подручных материалов. Как объясняет Пэрвин: «Слишком долго 99% горожан вынуждены были жить в городах, построенных 1%. Мы хотим посмотреть, чего стоит сделать что-то такое, что бы позволило 99% строить города для 99%». Этой идеей вдохновились в общественном объединении «Дхарма» из Рио, Бразилия, и вместе с лондонскими дизайнерами на деньги премии TED они сейчас строят образовательную площадку в тамошних трущобах.

Слишком долго 99% горожан вынуждены были жить в городах, построенных 1%. Мы хотим посмотреть, чего стоит сделать что-то такое, что бы позволило 99% строить города для 99% 

Третьим победителем конкурса проектов Города 2.0 стал учёный из Пакистана Файзал Чохан. В Пакистане часты наводнения и землетрясения, во время которых гибнет множество людей. Но и после этих стихийных бедствий смерти продолжаются, уже из-за болезней, самая распространённая из которых холера. Вспышке эпидемий холеры способствует употребление загрязнённой питьевой воды. Файзал Чохан обучает местных жителей и организует (даёт им велосипеды и необходимое оборудование) их для того, чтобы они делали электронные карты движения потоков воды в своих районах. Информация собирается с помощью sms и электронных писем. Данные обрабатывает и накладывает на google-карту популярный статистический движок с открытым кодом ushahidi. Благодаря этим картам становится возможным быстро определить источники заражения питьевой воды и ограничить распространение инфекции.

Благодаря этим картам становится возможным быстро определить источники заражения питьевой воды и ограничить распространение инфекции  

Следующий вознаграждённый проект — StereoPublic Джейсона Свини, музыканта из Аделаиды, Австралия. Свини заметил, что в большом городе слишком много шума и крайне сложно найти тихое и спокойное публичное место. Чтобы улучшить ситуацию с тишиной в городе, австралийский музыкант разработал мобильное приложение для смартфонов, которое позволяет разным людям найти или организовать самим, например, арендовать или сконструировать, «тихие» места в городе.

Последний победитель — проект по установке информационных указателей в густонаселённом лабиринте квартала Аллама Икбал в пакистанском городе Лахор. Займутся этим трое картографов — Азим Файяз, Омер Шейх и Хуррам Сиддики. Дело в том, что в пакистанских городах совершенно нет указателей и несложно заблудиться. Картографы попытаются выяснить и задокументировать, сколько времени и усилий понадобиться для того, чтобы охватить этими знаками весь квартал, чтобы затем дать обоснованные рекомендации пакистанскому правительству.

Проект по установке информационных указателей в густонаселённом лабиринте квартала Аллама Икбал в пакистанском городе Лахор

Трое из пяти победителей предлагают проекты по созданию социально-ангажированных веб-карт. Трое из пяти победителей связаны с искусством. Потенциальные белорусские участники могут рассматривать эту информацию как подсказку. На сегодняшний день в сообществе TED зарегистрированы 52 человека из Беларуси, но в проекте the City 2.0 ещё не представлены белорусские проекты. Поэтому запомните, что говорила влиятельная урбанистка Джейн Джекобс:

Город может дать что-то каждому из нас только потому и только, если каждый из нас участвует в создании города.

Фото: Benson Kua и thecity2.org

Мнения:

Метки

Книги