Темы  /  Gov 2.0 проекты

Карты аварий: open data для водителей и пешеходов

10 октября 2012
Карты аварий: open data для водителей и пешеходов

В мае 2012 года в проводившемся в первый раз международном конкурсе Data Journalism/Журналистика данных победил проект из Новосибирска. Дизайнер Николай Гурьянов и двое программистов и разработчиков сайтов Стас Селецкий и Алексей Папуловский получили 7500 евро за создание интерактивной карты дорожных происшествий в своём городе.

Как и многие другие хорошие идеи, проект удивляет своим простым и красивым решением. С одной стороны, есть архив сводок ДТП в Новосибирске и области, который ведёт местное управление ГИБДД. Этот архив обновляется ежедневно и содержит детальную информацию о всех зарегистрированных происшествиях на дорогах: где, когда, с кем, в каких обстоятельствах и с каким результатом. С другой стороны, есть подробные и удобные в использовании карты Google.

Карта дорожных происшествий Новосибирска 

Связав в одно два источника информации можно получить отличную и интуитивно понятную визуализацию скучного массива данных.

На то, чтобы проделать эту работу, у команды из трёх человек ушло около года.

С помощью интерактивной карты можно посмотреть, чем обычно заканчиваются аварии и почему они происходят. Так, в 2011 году в Новосибирске 1068 пешеходов попали в аварии, из них погибли 5%, причём в 60% всех случаев пешеход попадал под машину вне пешеходного перехода (т.е. правила нарушал пешеход).

Также можно посмотреть, сколько и каких аварий случилось на отдельных улицах. По результатам первой половины 2012 года уже сделана карта с самыми опасными местами на дорогах Новосибирска, определено 41 такое место.

Карта с самыми опасными местами на дорогах Новосибирска  

Интерактивная карта аварий делает наглядными проблемы и риски, которые касаются самых разных групп людей. Пешеходам и водителям полезно знать об опасных с точки зрения дорожного движения местах, чтобы быть на дорогах более внимательными. В автошколах следует обращать внимание на типичные риски дорожного движения в конкретном городе для лучшего обучения начинающих автолюбителей. Дорожным службам должно стать понятнее, где не хватает пешеходных переходов, светофоров или дорожных знаков. Могут стать очевидными городские проблемы, как, например, в Новосибирске, где аварии чаще всего происходят в тёмное время суток, стало ясно, что на городских улицах не хватает освещения.

В общем, неудивительно, что похожие карты происшествий появляются и для других городов. В России этому способствует и деятельность ГИБДД. С 1 апреля 2012 года “гаишниками” используется новая форма справки о дорожно-транспортной происшествии, в которую добавлена графа со сведениями о координатах места аварии. Это позволяет оперативно связать данные отдельного происшествия с общей электронной картой.

Если же официальных данных о дорожных происшествиях в открытом доступе не найти, то помочь может информация от очевидцев. Например, ещё в прошлом году Yandex публиковал мини-исследование об аварийных перекрёстках Москвы, данные для которого были взяты из мобильного приложения Яндекс Карты. Пользователи приложения самостоятельно ставят метки с комментариями о замеченных ими происшествиях, и эти сведения становятся доступными остальным. В таких приложениях, в большой степени рассчитанных на водителей автомобилей, информация о происшествиях обычно дополняет информацию о пробках на дороге.

Мини-исследование Yandex об аварийных перекрёстках Москвы

На этом же принципе активного участия пользователей основывается и киевская карта ДТП. Однако на примере киевской карты можно понять главную трудность, которая может полностью остановить проект: отсутствие пользовательской активности.

Свежей информации на карте недостаточно или нет совсем, а, значит, весь смысл затеи полностью теряется.

В конечном счёте, для нормального функционирования интерактивных карт ДТП нужны заинтересованные лица. Например, в Эстонии такая карта сформирована и постоянно обновляется на сайте Фонда дорожного страхования. Работает на основе картографического сервиса Bing. Данные для этой карты предоставляют эстонские организации, оказывающие услуги дорожного страхования. Они делают это для большей прозрачности собственного бизнеса.

Интерактивная карта ДТП в Эстонии

Беларусь не остаётся в стороне от создания интерактивных карт, хотя многое ещё только предстоит сделать.

В первую очередь, это, конечно, проект «Перехват», где на карту Беларуси оперативно наносятся сведения о дорожных происшествиях от очевидцев (которые пользуются специальным мобильным приложением или хэштегом #перехват в твиттере). Однако этот проект не позволяет работать со статистическими данными и предназначен, скорее, для оперативного реагирования, чем для глубокого анализа ситуации на белорусских дорогах.

С другой стороны, на основе собственной статистики ГУВД Мингорисполкома предоставляет данные об опасных перекрёстках Минска. Однако эта информация предлагается в виде вордовской таблицы с мелкими изображениями отдельных участков карты, что не очень удобно.

Наконец, у нас есть проект Открытые Данные, где, среди прочего, публиковалась обобщённая информация об авариях в Республике Беларусь в 2011 году, взятая из данных Белстата. Например, самые безопасные с точки зрения дорожного движения территории Беларуси:

Самые безопасные с точки зрения дорожного движения территории Беларуси 

Однако эта информация была представлена пока в виде таблиц, хотя инфографика была бы здесь более чем уместна. Данные Белстата автор сайта аккуратно собрал в машиночитаемый файл csv. Значит, что первый шаг к открытым данным по авариям в Беларуси уже сделан.

Выходит, что дело остаётся за малым — чтобы небольшая группа активных программистов смогла бы объединить эти три группы источников и связать их воедино с электронной картой.

Мнения:

Метки

Книги