Темы  /  Строительство e-Gov, Эксперт

Почему Беларуси выгодно строить e-gov?

e-conomy123

Этой статьей e-gov.by открывает цикл публикаций о потенциальных преимуществах строительства электронного правительства в Беларуси. Независимый экономист Алесь Лукашевич обосновывает, каким образом проект e-government может предложить достойную альтернативу экономической политике, которой в настоящее время придерживаются власти Беларуси. 

Биржевые маклеры отмечают, что лучший момент для покупки ценных бумаг, имеющих потенциал будущих экономических выгод, – это спад деловой активности, сопровождающийся снижением стоимости практически всех активов в экономике. Подобное мышление обосновано также в случае конвергенции развивающихся стран с «государствами золотого миллиарда». Лучшим моментом для отправки экспедиции с Беларуси на Марс (читатель, пожалуй, согласится, что цивилизационный рывок, который позволит Беларуси догнать страны ОЭСР* – задача по своей амбициозности сродни полёту в космос) – это момент, когда расстояние между нашей страной и Марсом, т.е. Западом, будет минимальным. А минимальными такие расстояния бывают, как правило, во время экономических потрясений – то есть теперь.

Великая депрессия 2.0

Международный Валютный Фонд, прогнозируя ближайшее будущее, предупреждает о повышенных экономических рисках практически для всех участников мирового рынка и указывает на тот факт, что для перехода от стагнации опять к росту потребуются значительные усилия и время. Среди главных вызовов современности экономистами отмечаются ужесточение конкуренции и отсутствие новых территорий для экспансии, рост цен на природные ресурсы, стремительное старение населения, ограниченность бюджетных средств при возрастающем спросе на помощь государства, исполняющего роль кредитора последней инстанции. Надвигающийся кризис избыточных долгов и популистских демократий, однако, кроме угроз несет в себе некоторые возможности.

Великая депрессия 2.0 может стать шансом для тех развивающихся стран, которым удастся, сохраняя низким уровень цен на трудовые ресурсы, провести адекватные новому времени структурные реформы экономики и оптимизировать численность государственного аппарата. На данный момент надежды западных инвесторов обращены прежде всего в сторону стран BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай). Чтобы Беларусь оказалась в числе тех, кто сможет использовать кризис в целях продвижения своих товаров и услуг на мировые рынки, нашему государству необходимо распрощаться с избыточным регулированием экономической деятельности, а также всячески способствовать преодолению барьеров развития и наращиванию инновационной составляющей в промышленности.

Нашей стране предстоит осуществить переход от парадигмы общества, живущего за счёт социальных выплат из бюджета, к обществу индивидуумов, самостоятельно зарабатывающих на свою жизнь.

Уход от традиционной модели государства всеобщего благосостояния (welfare state), которое является непосильным бременем для Беларуси на данном этапе её развития, — неизбежность. Ситуация, когда выплата социальных трансфертов превалирует над инвестициями в технологии и человеческий потенциал, в современных условиях, – это недопустимая роскошь.

В долгосрочной перспективе белорусские власти могут рассчитывать лишь на два проверенных источника экономического роста: технический прогресс (см. Joseph A. Schumpeter) и повышение эффективности государственных институтов (см. Douglass C. Nort). Фундаментальной основой для первого и второго факторов на данном этапе цивилизационного развития является создание информационной модели государства (так называемое, e-government). Понятие электронного государства (правительства) можно определить как способ реализации функций государственных институтов посредством использования информационных технологий. Е-government напрямую связан с изменением принципов организации документооборота и имеет своей первоочередной целью улучшение качества предоставляемых государством услуг и создание информационного общества (iSociety).

Стоит выделить следующие базовые задачи электронного правительства:

  • поддержка операционной деятельности государственных институтов,
  • обеспечение институциональной инфраструктуры частного бизнеса, в особенности IT и финансового сектора,
  • повышение квалификации и чиновников, и самих граждан,
  • улучшение взаимодействия между различными государственными учреждениями,
  • упрощение и улучшение качества услуг, предоставляемых государственными институтами,
  • стандартизация, координация и рационализация документооборота,
  • моделирование процессов государственного управления.

Достойная альтернатива протекционизму

В условиях неблагоприятной бизнес конъюнктуры последних 3 лет многие развитые страны пошли на различного рода протекционистские меры и активное злоупотребление монетарной и фискальной политикой: одни закрывают свои рынки для импорта, другие «печатают» деньги, третьи до безобразия повышают налоги. Немногие политики ищут решения экономических проблем в плоскости структурных изменений, посему немногие правительства в состоянии разблокировать дорогу к потенциальному росту.

А ведь если задуматься, путь довольно очевиден. Каким образом себя ведут розничные продавцы, не имеющие возможности оплачивать аренду торговых площадей? Они открывают интернет-магазин, содержание которого обходится в разы дешевле. Отметим, что рынок продаж и рекламы в интернете постоянно растёт, а рынок коммерческой недвижимости и телевизионной/газетной рекламы испытывает возрастающие трудности. То же самое касается банковских услуг в интернете – именно эта сфера банковского дела переживает бурный расцвет. В этой связи, представляется, что E-government может быть достойной антикризисной альтернативой для политики государственного протекционизма и избыточного вмешательства в экономику.

В самом деле, если в госбюджете нет средств для финансирования избыточной бюрократии, то единственный способ сохранить прежний уровень жизни граждан и социально-экономическую модель государства – сделать максимальное количество государственных институтов из реальных виртуальными, то есть электронными. Налоговые декларации, таможенные пошлины, коммунальные платежи, биржи труда, лицензии, фактуры, справки и т.д. – всё это можно и давно нужно оформлять исключительно посредством интернета.

Наши соседи значение электронного правительства для институциональной инфраструктуры поняли давно. Например, в Польше создано даже специальное Министерство администрации и цифровой информации, которое занимается воплощением идеи электронного правительства в жизнь. Возглавляет ведомство Михал Бони – человек, отвечающий в правительстве Туска за выработку стратегии правящей партии. Если Дональд Туск поручает заниматься тематикой e-government человека, который подобно Генри Киссинджеру в администрации Никсона, отвечает за выработку стратегии всего кабинета министров – значит для польских элит данная тематика является не просто важной, а стратегически важной. В беларуском же информационном поле тема электронного государства отсутствует напрочь. А ведь реалии таковы, что для того, чтобы быть конкурентоспособным, современному государству следует быть не просто эффективным, но и дешевым. Именно будучи в большой степени электронным, правительство в состоянии решать расширяющийся спектр институциональных задач при минимальном финансировании.

Эволюция мышления.

clip_image002Реализация проекта электронного правительства в Беларуси могла бы обеспечить переход от открытой неприязни между государственным и частным сектором к сотрудничеству, которое является основой устойчивого развития любой страны. Современные институты государственного сектора должны совершенствоваться, чтобы быть в состоянии предвосхищать будущие потребности и вызовы граждан, адаптироваться к новым обстоятельствам и непредвиденным событиям, повышать гибкость организационной структуры, разрабатывать новые бизнес-модели. Правительство должно быть готовы к тому, чтобы быстро тушить пожары, возникающие вследствие финансовых, операционных и стратегических ошибок власти.

Электронное правительство не следует рассматривать исключительно как интерфейс обычного правительства. Оно не является придатком или плагином «аналогового» государства. E-government в идеале – это и есть новая форма и содержание государства, воплощение логики и технологической мысли его институционального устройства, ответ дальновидных политиков на экономические проблемы современности, флагман нового качества управления. При этом, смена в Беларуси элит или парадигмы власти в этом контексте не имеет особого значения.

Электронное правительство – это стратегическая потребность Беларуси в целом как государства.

Популярность, которой пользуются банковские интернет-услуги, и динамичный рост этого сектора, лишний раз доказывает, что у проекта e-government большой потенциал. Электронное государство может не только положить начало предпринимательскому буму и создать в частном секторе новые рабочие места, но позволит также улучшить качество образования, медицины, транспорта – качество всех государственных институтов, минимизируя трение между частным сектором, образовательными учреждениями, неправительственными организациями, гражданами и самим правительством. E-government подобно машинному маслу, в состоянии помочь двигателю белорусского государства разогнать экономику до высоких оборотов и развить необходимую для экономического роста скорость движения, обходясь малыми финансовыми издержками. Если развитые страны не догоним, то хотя бы согреемся.

Надо сказать, что Беларусь медленно движется в направлении строительства электронного правительства. В частности, еще в прошлом году было анонсировано сотрудничество с лидерами в сфере e-Gov Южной Кореей. Совсем недавно состоялся визит корейской делегации, в состав которой вошли представители компании Samsung SDS (50% работ по развитию e-Gov выполнила именно эта компания), Корейского агентства по вопросам информационного общества (NIA) и Корейской службы по сертификации информации (KICA).  Было заявлено, что в 2013 году Беларусь планирует потратить 1,2 миллиона долларов на строительство электронного правительства.

p.s. В следующих статьях мы обратимся к освещению опыта, полученного странами OECD в сфере строительства электронного государства, подробнее разберем суть институциональных улучшений, предусмотренных концепцией e-government, и опишем, каким образом Беларусь, опираясь на IT-инфраструктуру, может провести модернизацию своих государственных институтов, которая позволит вырваться нашей стране в лидеры Центрально-Восточной Европы по темпам экономического роста.

*Организация экономического сотрудничества и развития — международная экономическая организация, объединяющая развитые страны, которые признают принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

Алесь Лукашевич

Мнения:

Метки

Книги