Темы  /  Эксперт

Марина Соколова: Беларуси нужно обучать граждан и работать над имиджем e-Gov

19 апреля 2013
марина-соколова

Что такое электронное правительство, чиновники в Беларуси понимают по-своему. Защита персональных данных, обучение граждан и государственных служащих — то, без чего система работать не будет, предупреждают их эксперты.

Эксперты отмечают существенный прогресс сервисов электронного правительства в Беларуси. В то же время говорят о невысокой эффективности уже имеющейся системы электронного взаимодействия.

По данным статистического сборника ООН «Электронное правительство Обзор 2012» Беларусь улучшила свои позиции на три пункта по сравнению с предыдущим годом, заняв 61 место из 193 стран мира. Вместе с тем рейтинг результативности белорусских проектов, оцениваемый департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам, остается ниже среднего показателя по Восточной Европе.

— Пока рано говорить о существующем в Беларуси электронном правительстве.

По оценкам экспертов ООН электронные услуги у нас предоставляются на 22 %. Судя по реализации подпрограмм в области электронных услуг, речь идет скорее об информатизации, нежели о бенефициарах или предоставлении услуг гражданам или юридическим лицам, — объясняет академический директор Школы молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA Дмитрий Маркушевский.

Эксперт отмечает, что решение стратегических задач определяется не только IТ-специалистами.

— Задача электронного правительства — эффективная деятельность государственных органов, оказание услуг гражданам, быстрое решение их проблем. Но необходимость стратегического планирования, ясна далеко не всем, — дополняет аналитик Марина Соколова. —

Неправильно всю работу по концепции системы электронного правительства сводить к техническому проектированию высокого уровня.

С другой стороны, невозможно планировать процесс без учета технической стороны. Тут обязательно наличие четкого плана и знание функций, которые в итоге будет выполнять система в соответствии с миссией органа исполнительной власти.

По словам эксперта, прежде чем переходить к техническому созданию системы электронного правительства, необходимо выработать стратегию системы электронного взаимодействия, разработать специальные образовательные программы для граждан и близкую к практике программу повышения квалификации для государственных служащих.

Электронная услуга станет дешевле и проще, но не завтра

Еще один важный момент — законодательное обеспечение защиты персональных данных, подвергающихся автоматической обработке.

— Пока граждане не всегда уверены в том, что виртуальная процедура корректно зарегистрируется, — считает Марина Соколова.

— Должна вестись работа, направленная не только на инфраструктуру, но и на имидж (что это надежно), на обучение граждан (что это легко и просто).

Если просто создавать портал по оказанию электронных услуг в надежде сэкономить, то, как показывает международный опыт, мы соизмеримой с затратой отдачи так и не получим.

Кстати, когда в 2007 году кандидат в президенты США Барак Обама проанализировал реализованные ранее решения в сфере процесса информатизации, выяснилось, что эффективность около половины федеральных проектов равна нулю. В Великобритании были созданы системы электронного взаимодействия в сфере здравоохранения, было потрачено много денег, но безрезультатно.

— Нужно думать о том, какой эффект мы хотим получить, потому что электронная услуга в итоге может стать дешевле и проще, но не завтра.

Первые этапы формирования электронного правительства — это огромные инвестиции,

— предупреждает Марина Соколова.

Если учесть вышеперечисленные сложности, а также крупные суммы, которые выделяются из бюджета страны для создания электронного правительства, возникает вопрос: в чем же преимущество электронного правительства, нужна ли такая система в Беларуси?

— Что касается ожидаемых результатов, то, в первую очередь, это скорость. Скорость решения всевозможных вопросов: регистрация бизнеса, открытие предприятий, получение паспорта в течение двух часов, а не двух недель, быстрее рассмотрение обращений граждан, — объясняет Дмитрий Маркушевский.

— Дополнительный элемент — прозрачность.

В тех странах, где отмечается прогресс в области электронного правительства, принцип прозрачности приносит свои плоды — повышается уровень ответственности чиновника при рассмотрении обращений граждан, когда гражданин может отслеживать, какой путь проходит его электронная бумага или документ. Это добавляет прозрачности и всем остальным процессам, например, распределению земельных участков.

Дмитрий Маркушевский и Марина Соколова представили свое исследование в рамках проекта BIPART «Электронное правительство в Беларуси: инфраструктура создана – что дальше?».

— Проект BIPART существует в рамках Школы молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA. Мы исследуем как узкие, конкретные проблемы, так и широкие концептуальные подходы к реформам госуправления, к оценке эффективности государственных органов, — поясняет академический директор Белорусского института реформы и трансформации публичного администрирования BIPART Инна Ромашевская. — В конце мая планируется запуск образовательного проекта «Кошт урада», который рассчитан на самую широкую аудиторию. Наши люди часто думают, что государство берет деньги в неизвестных местах, потом на что-то их тратит. Проект позволит каждому посчитать с помощью виртуального калькулятора, как расходуются его налоги, какие программы финансируются с его помощью, а также внести свои предложения.

Алина ТАРЯНИК/Завтра твоей страны

Мнения:

Метки

Книги