Темы  /  Эксперт

Электронные коллизии закона «Об основах административных процедур»

7 апреля 2012
Электронные коллизии закона «Об основах административных процедур»

Рядовое «событие» в белорусском нормотворчестве — принятие в первом чтении поправок в закон «Об основах административных процедур», оказалось важным шагом в развитии национального е-government.

Поправки в закон разрешат подачу заявления об осуществлении административной процедуры (или проще — запрос граждан/юр.лица на какую-либо госуслугу) в электронном виде без электронной цифровой подписи. Заместитель министра экономики Александр Ярошенко отметил, что новые нормы заработают преимущественно в таможенной и налоговой сфере.

Второе дно поправок

Действующая редакция закона обязывает граждан при обращении за административными процедурами подавать заявления в бумажном виде или с использованием электронного документа с ЭЦП, а также допускается обращение с устным заявлением, в случаях предусмотренных законодательством. При этом использование электронного документа с ЭЦП возможно в случае, если конкретный госорган может работать с электронными документами с ЭЦП. Поправки в закон добавляют возможность отправления заявки посредством специальной рубрике на сайте государственного органа или на официальную электронную почту уполномоченного госоргана. Именно в таком случае ЭЦП будет не нужна и пока только для сферы налоговых и таможенных отношений.

Однако, нынешняя редакция законопроекта предусматривает оговорку, что подача электронного заявления без ЭЦП возможна: в случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, а также по решению уполномоченного органа, если не требуется личное присутствие заинтересованного лица.

Эксперт Центра правовой трансформации Олег Федотов Эксперт Центра правовой трансформации Олег Федотов считает, что если не появится соответствующих разрешительных законодательных актов, постановления Совмина или решения уполномоченного органа, то заявление можно будет подать только прежними способами —

на бумаге или с использованием электронного документа с ЭЦП либо устно. То есть поправки ничего не меняют без дополнительных нормативных актов.

В принципе, согласно ст. 2 Проекта Закона Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об основах административных процедур» Совету Министров Республики Беларусь поручено в шестимесячный срок совместно с Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь обеспечить приведение законодательных актов в соответствие с настоящим Законом и в трехмесячный срок привести акты законодательства в соответствие с настоящим Законом.

Коллизия электронной почты

Это можно расценить, как своеобразную гарантию, что Правительство примет необходимые меры по законодательному закреплению случаев, когда можно использовать электронную почту или специальную рубрику на сайте государственного органа для подачи заявления.

Также Олег Федотов отмечает коллизию с отзывом заявления. Ныне действующая статья 18 говорит о письменной форме отзыва заявления, соответственно использовать для отзыва электронный документ с ЭЦП можно (т.к. юридически они равны), а вот использовать в будущем для отзыва электронную почту по смыслу поправок в статью нельзя будет, т.к. электронный документ и электронное письмо (e-mail) юридически не равны.

Ещё один спорный момент с административным решением госоргана об отказе в принятии заявления заинтересованного лица. Согласно новой редакции ч.1 ст. 26: административное решение об отказе в принятии заявления заинтересованного лица будет приниматься в письменной форме, если заявление было подано по почте, в виде электронного документа направлено на адрес электронной почты гос.органа или посредством размещения в специальной рубрике на сайте госоргана, либо если на письменно ответе настаивает заявитель, либо так установлено законодательными органами.

По смыслу поправок в Закон, административное решение об отказе в принятии заявления не может быть прислано на электронную почту уже хотя бы потому, что новая редакция ст. 14, как и старая, не требует указывать в письменном заявлении (в том числе в электронной форме (с ЭЦП или e-mail)) адрес электронной почты заявителя, если это не предусмотрено иным законодательством об административных процедурах (в отличие от электронных обращений в рамках Закона об обращениях граждан и юр.лиц). Таким образом, переход на полностью безбумажный документооборот еще не произошел.

Олег Федотов резюмирует:

пока законопроект не прошел все чтения и не подписан Президентом, рано делать какие-либо категорические выводы, но в целом, я оцениваю позитивно такой законопроект.

Хотя лично я ограничился бы предоставлением возможности подавать заявление об осуществлении административной процедуры через сайт госоргана, чтобы не возникла путаница с электронными обращениями в рамках Закона об обращениях граждан и юридических лиц.

Также подача заявления посредством сайта уполномоченного государственного органа возможно будет более безопасным способом, чем посредством электронной почты, но это скорее вопрос к специалисту по компьютерной безопасности.

Отрицательный момент — ограничение сферой налоговых и таможенных отношений. Неплохо было бы позволить использовать электронные заявления без ЭЦП и при создании юр.лица, регистрации в качестве ИП и т.д., как и ряде стран Западной Европы. Но, маленькими шажочками мы придем к e-government и в Беларуси.

Мнения:

Метки

Книги