Темы  /  e-Gov обзор

Сколько на самом деле стоят госсайты?

Государственные сайты на порядок менее удобны, чем сайты частных компаний, а стоимость их разработки — на порядок выше. Этот тезис сегодня стал общепринятым, однако как раз самые расхожие тезисы зачастую оказываются далекими от реального положения дел. Действительно ли расходы на государственные веб-порталы чрезмерно завышены? На что вообще государство тратит деньги налогоплательщиков при создании своих веб-представительств?

МЧС.ру

Начнем с реального примера. В самом конце 2010 г. Министерство чрезвычайных ситуаций Российской Федерации объявило открытый конкурс на разработку официального интернет-портала с бюджетом 6 млн руб. (200 тыс долл.) Спрашивается: зачем вдруг уважаемому государственному ведомству может понадобиться такой веб-сайт? Не легче ли прямо разместить заказ на поставку одного-двух роскошных автомобилей и не прикрывать реальные намерения фиговыми листами контрактов на веб-разработку? И вообще, не готовый ли это кейс для «Роспил.инфо»?

Действительно, при беглом ознакомлении с большинством государственных веб-сайтов порой возникает ощущение, что их разработка на самом деле обошлась не в миллионы, а в несколько тысяч рублей. Например, созданный за 1,5 млн руб. сайт «Роспотребнадзора» выглядит как десятилетней давности работа начинающего веб-дизайнера. Веб-сайт МЧС, стоит отдать ему должное, выглядит куда приличнее, однако на первый взгляд тоже не создает впечатления проекта, в который было вложено 200 тыс. долларов. На время отвлечемся от поверхностных впечатлений и постараемся понять, что составляет бюджет разработки веб-сайтов.

Веб-сайт МЧС выглядит прилично, однако на первый взгляд не создает впечатления проекта, в который было вложено 200 тыс. долларов

Веб-сайт МЧС выглядит прилично, однако на первый взгляд не создает впечатления проекта, в который было вложено 200 тыс. долларов

Внимательное ознакомление с техническим заданием на разработку сайта МЧС показывает, что ситуация с этим сайтом в реальности несколько более сложная. Собственно, техническая составляющая проекта — разработка и дизайн — даже не являются основным приоритетом проекта, а ключевые работы связаны с контентным наполнением. В частности, победителю конкурса, помимо модернизации портала МЧС, следовало разработать «кольцо сайтов» для главных региональных управлений МЧС (в общей сложности, 81 сайт) и вплотную заняться наполнением детского портала spas-extreme.ru, включая регулярное пополнение последнего комиксами. Таким образом, в рамках проекта нужно было сделать не один, а более чем восемь десятков сайтов, подразумевающих не только текстовое, но и мультимедийное наполнение. При такой постановке задач на каждый веб-сайт приходится порядка 70 тыс руб — что, в целом, выглядит вполне скромно даже по меркам частного сектора.

Разумеется, можно оспорить саму целесообразность разрабатываемых МЧС веб-сайтов: не факт, что создание детских мультимедийных порталов — это действительно то, чем должно заниматься федеральное министерство. Но это уже отдельный вопрос, не связанный с «распилом» бюджетных денег.

На что уходят деньги?

Ситуация с сайтом МЧС является довольно типичной для тех случаев, когда темой открытых конкурсов является не разработка, а поддержка ранее созданных сайтов. Поскольку большинство федеральных ведомств по своей структурной сложности сильно уступают МЧС, в конкурсах на поддержку своих сайтов, они довольствуются достаточно скромными бюджетами в размере около 1-1,5 млн руб (до 50 тыс. долл). Но что роднит эти проекты с порталом МЧС — так это тот факт, что в структуре затрат на их разработку собственно программирование и дизайн зачастую не являются наиболее затратной составляющей.

Игорь Ашманов Три года назад компания «Ашманов и партнеры» выиграла тендер на создание портала takzdorovo.ru по заказу Минздравсоцразвития РФ. Общий бюджет проекта превысил 39 млн руб, однако на саму разработку сайта, как сообщил CNews руководитель компании Игорь Ашманов, было заложено в бюджете меньше 2 млн. руб. Львиная же доля проектного бюджета была рассчитана на наполнение портала контентом в течение полутора лет, раскрутку сайта в интернете, техническую поддержку и т.д. «Государственные проекты неспроста дороже, чем обычные коммерческие. Это очень длинные и медленные деньги, издержки на бюрократию высоки, и государству приходится платить раза в полтора-два дороже просто потому, что как заказчик государство крайне проблемно, — делится опытом Игорь Ашманов. — Государственные заказы — это бюрократия, это выплаты рывками и непредсказуемость дальнейшей судьбы проектов».

С этим мнением согласен Михаил Брауде-Золотарев, директор Центра ИТ-исследований и экспертизы при Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ. По его словам, «если госсайт обходится вдвое дороже аналогичного сайта на рынке — это в зоне ожидаемого».

Выигранный «Ашмановым и партнерами» тендер вызвал в онлайн-сообществе волну возмущения только лишь из-за относительно большого бюджета, причем критики не горели желанием погружаться в детали проекта:

Где же это видано, чтобы веб-сайт разрабатывали за 39 млн руб.? У моей соседки мальчишка такое делает за 5 тысяч!

— вспоминает Игорь Ашманов незамысловатые аргументы своих критиков.

В целом, победа в подобном конкурсе несет за собой нешуточные репутационные риски для компании: «На нас подавали — скорее всего, это были конкуренты — жалобы в Росфиннадзор, в прокуратуру, в Счётную палату. От нас и от Минздрава требовали объяснений, Навальный на нас наскочил. И все это длилось примерно полтора года, — сообщает CNews Игорь Ашманов. — Фактически, такой медийный нажим выдавливает из бизнеса как раз тех, кто не дает откатов и ничего не пилит. А пильщики к такому как раз готовы».

Репутационный риск — не единственный, к которому должен быть готов исполнитель по разработке государственного веб-проекта. Например, при разработке сайта takzdorovo.ru «Ашманову и партнерам» пришлось нанять редакцию, в которой работает свыше 10 человек и на содержание которой в месяц уходило 800-900 тыс. руб. Однако выплаты госзаказчика не всегда бывают стабильными, и какой-то период — примерно 3-4 месяца — «Ашманову и партнерам» приходилось содержать этих сотрудников за свой счет в ожидании, что госзаказчик все-таки подпишет контракт.

«С государством работает тот, кто к этому привык, у кого есть толстый слой жира и много одновременно идущих госконтрактов»,

— констатирует Игорь Ашманов.

Как при поддержке ранее созданных сайтов, так и при разработке сайтов «с нуля», работа программистов и дизайнеров не составляет основную часть стоимости контрактов. Исполнителям работ по созданию государственных веб-сайтов приходится иметь дело с очень своеобразными требованиями по безопасности, которые требуют дополнительных затрат: «Ведомственный сайт существует в двух репликах: одна помещается внутри органа власти, а другая асинхронно зеркалируется вовне. Это всегда сложнее, чем в обычных системах», — констатирует Михаил Брауде-Золотарев.

Другая проблема заключается в том, что работы по разработке государственных сайтов часто выступают частью более сложных контрактов, предметом которых также может быть разработка и внедрение ведомственных информационных систем, интеграция разработанного сайта с этими системами, закупка оборудования и проч. Нет ничего удивительного в ситуации, когда в стоимости контракта 70% составляют затраты на оборудование и лишь 30% — собственно оплата работ исполнителей.

Английская мода: массовое сворачивание госсайтов

Может показаться, что завышенные затраты на создание государственных веб-сайтов — это специфически российское явление, однако благодаря политическим баталиям перед парламентскими выборами в Великобритании в 2010 г. мы теперь знаем, что это не так.

Структура затрат на веб-сайты среди 10 британских ведомств с наибольшими расходами в этой области (в фунтах стерлингов)

ВедомствоСуммарные затратыСтратегия и плани-рованиеДизайн и разра-боткаХостинг и инфра- структураКонтентТести- рование и оценка Штат  
Кабинет министров23 324 496905 2925 569 7813 162 185441 773161 00013 084 465
Министерство здраво- охранения20 249 8573 621 980 4 564 8574 780 4595 871 795168 5581 242 208
Таможенная служба 20 195 955599 895476 8656 902 6377 485 082228 7174 502 759
Министерство транспорта11 871 166346 823762 8036 670 7763 223 343340 288527 133
Министерство иностранных дел и по делам содружества8 915 4751 000 0002 656 5061 359 8561 945 00001 954 113
Муниципа- литеты и местные власти6 757 76001 202 4463 131 506516 07728 5941 879 137
Министерство по делам бизнеса, инноваций и навыков5 462 813259 512959 0561 469 928209 228134 1572 430 932
Министерство по делам окружающей среды, продо- вольствия и сельского хозяйства4 826 328145 750988 0941 398 021432 44489 8291 772 190
Министерство образования4 765 190318 9841 304 801550 1971 233 253219 5601 138 395
Министерство юстиции3 972 384105 059433 5911 582 705213 247249 6381 388 144

Источник: Кабинет министров Великобритании, 2011

Собственно, на фоне наиболее затратных британских государственных веб-проектов российские «чемпионы» имеют более чем бледный вид. Так, на разработку портала Государственной службы здравоохранения Великобритании было потрачено 12 млн фунтов стерлингов (свыше 550 млн руб.), а стоимость веб-портала uktradeinterest.gov.uk в пересчете на одно посещение составила почти 10 фунтов (460 руб.). Таким образом, перерасход государственных средств на разработку веб-сайтов — это проблема, которая носит вполне международный характер. Однако что отличает Россию и Великобританию на текущем этапе — это осознание значимости этой проблемы и подходы к ее решению.

После прихода к власти в Великобритании нового коалиционного кабинета консерваторов и лейбористов государственные затраты на ИТ подверглись существенному сокращению (по отдельным статьям вплоть до 80-90%), и на государственных веб-сайтах эти меры отразились в первую очередь. Количество государственных сайтов по итогам 2011 г. сократилось с 820 до 444. При этом закрытые сайты преимущественно сливались с основными сайтами ответственных ведомств: так, кабинету министров удалось слить воедино 123 сайта, а министерству иностранных дел и по делам содружества — 271 сайт. Однако и из оставшихся веб-сайтов планируется сохранить только 134 (16% от общего числа в 2010 г.), и слияние будет продолжено.

Между тем, проблема нерациональных, хотя и не связанных с коррупцией, расходов на веб-сайты постепенно приобретает актуальность и в России. Российские чиновники уже вошли во вкус построения ведомственных веб-сайтов, количество опубликованной на них информации постоянно увеличивается, однако всегда ли эта информация бывает действительно нужна гражданам?

Михаил Брауде-Золотарев По мнению Михаила Брауде-Золотарева, официальный сайт — это прежде всего источник официальной информации, и к нему нельзя подходить с мерками массовых сайтов:

«99% информации составляют вещи, неинтересные простым пользователям»,

— но государственные ведомства все равно обязаны публиковать эту информацию. В то же время, по мнению Михаила Брауде-Золотарева, государственный сайт «не должен развлекать, не должен обучать, не должен образовывать — он должен давать информацию максимально четкую и рубрицированную». С этой точки зрения наполнение ведомственных сайтов контентом внештатных редакторов за деньги налогоплательщиков — это нецелевое расходование бюджетных средств: «Аутсорсинг полномочий по ведению сайта — это вообще нонсенс, такого быть не должно», — считает директор Центра ИТ-исследований и экспертизы. А есть ли в самих ведомствах ресурсы, способные вести сайт? Это вопрос.

Не все так плохо?

Действительно ли российские государственные веб-сайты — это лишь бюджетная черная дыра, поглощающая деньги налогоплательщиков с минимальным полезным результатом? Пожалуй, так говорить нельзя, и, более того, за последние два года ситуация в некоторых отношениях улучшилась.

Уровень информационной открытости официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ)

Уровень информационной открытости официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ)

Источник: Фонд свободы информации, 2012

В плане стоимости разрабатываемых веб-сайтов существенных улучшений, увы, пока не наблюдается: «Работает общее правило: бесконтрольность и отсутствие обратной связи порождает все большие аппетиты», — отмечает Михаил Брауде-Золотарев.

Тем не менее, положительные изменения действительно есть. В первую очередь, они связаны с принятием федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в соответствии с которым перед владельцами государственных веб-сайтов были поставлены жесткие и унифицированные требования о составе обязательной к размещению информации. В результате царивший несколько лет назад информационный беспорядок, когда каждое ведомство публиковало на своем портале ту информацию, которую считало нужным разместить, сменился достаточно логичным единообразием, обусловленным одинаковостью законодательных требований. Сегодня структура и содержание сайтов разных ведомств в целом следуют единому шаблону, и, разобравшись с пятью-десятью сайтами, пользователь может без труда понять любой новый.

По данным независимого ежегодного мониторинга, проводимого Фондом свободы информации, в настоящее время на сайтах федеральных органов исполнительной власти публикуется 54,56% обязательной для публикации информации (при этом 6,35% было опубликовано непосредственно в ходе пятнадцатидневного периода взаимодействия Фонда свободы информации с представителями соответствующих ведомств в январе-феврале 2012 г.). Таким образом, результат 2012 г. на 15% превысил аналогичный показатель за 2010 г., когда уровень информационной открытости составлял 39,49%.

Фонд свободы информации выделил отдельные случаи «прорывов» в информационной открытости. Так, уровень открытости Роскомнадзора поднялся с 46,8% в 2010 г. до 93,4% в 2012 г., Минкомсвязь — с 36,3% до 80,8%, ФНС — с 30,7% до 73,9%, Государственной фельдъегерской службы — с 39,0% до 75,9%, ФТС — с 39,9% до 76,5%. Если говорить о категориях обязательной для публикации информации, то наименее охотно федеральные ведомства делятся сведениями о государственных закупках (47%), бюджете и финансах (48%) и находящихся в их ведении информационных системах (49%).

Кроме того, отмечает Михаил Брауде-Золотарев, несколько повысилась техническая интероперабельность веб-сайтов — в связи с приказом Минэкономразвития № 470, установившим единые технологические требования для веб-сайтов. Более сознательные государственные заказчики включают положения этого приказа в конкурсные требования, что в целом повысило качественный уровень вновь создаваемых сайтов.

Егор Гребнев / CNews

Мнения:

Метки

Книги