Темы  /  e-Gov обзор

Электронный Татарстан: как построить «российский Сингапур»

12 сентября 2012
Электронный Татарстан: образец для подражания или мыльный пузырь?

В мировом рейтинге электронных правительств, который составляет ООН, по итогам 2011 года Россия оказалась на 27-й позиции, хотя в 2010-м году находилась ещё на 59-м месте. В качестве примера наиболее успешного в деле запуска электронного правительства региона обычно приводят Татарстан.

Что сделано в Татарстане 1. Основные показатели

По результатам 2011 года тогдашний министр информатизации и связи Республики Татарстан (неслучайно назначенный недавно министром связи РФ) Николай Никифоров триумфально заявил, что каждую секунду в Татарстане оказывается электронная услуга. Жители Татарстана тогда, в 2011-м году, совершили 1,2 млн. платежей на сумму более 400 млн. рублей. Стоит отметить, что платежи составили чуть больше 10% всех использованных электронных услуг. Самыми популярными электронными услугами стали запись на очередь в детский сад и подача заявления на заключение брака.

В первом полугодии 2012 года, по сообщению заместителя министра информатизации и связи РТ Аниса Гайнуллина, порталом государственных и муниципальных услуг воспользовались примерно 1 млн посетителей (подсчитано именно количество посетителей, а не посещений). Экономический эффект от использования гражданами услуг в электронном виде только в первом квартале 2012 составил года 3,1 млн. человеко-часов.

В электронном виде были проведены:

  • 80% заявлений на регистрацию брака в органы ЗАГС
  • 50% заявлений на постановку в очередь в детские сады
  • 30% штрафов ГИБДД

По ведомствам:

  • 46% всех оказанных в электронном виде гос. услуг относятся к деятельности министерства внутренних дел
  • 14% — министерства здравоохранения
  • 13% — министерства образования и науки РТ
  • 7% — министерства труда, занятости и социальной защиты

Чиновники озабоченно отмечают, что доля электронных услуг в сфере жилищного хозяйства невелика и планируют исправлять ситуацию.

Что сделано в Татарстане 2. Личные кабинеты, универсальные электронные карты и система межведомственного электронного взаимодействия

Среди серьёзных достижений Татарстана в деле развития электронного правительства и предоставления гос. услуг в электронном виде можно отметить реализацию нескольких значительных проектов.

Во-первых, это создание и оптимизация «личного кабинета», т.е профиля пользователя, на портале государственных и муниципальных услуг uslugi.tatar.ru с разнообразным функционалом. В настоящее время более 44 тысяч посетителей портала пользуются «личными кабинетами». Только за май 2012 года, сразу после апрельского обновления сервиса, прирост пользователей составил 16 тысяч (более 50%).

Портал государственных и муниципальных услуг uslugi.tatar.ru

Личный кабинет регистрируется по номеру мобильного телефона. При регистрации вносятся данные об автомобилях, квартирах и детях (потом по запросу можно будет проверить успеваемость детей и посещаемость в школе), а также данные о банковских картах. Когда приближаются сроки оплаты различных услуг, пользователи получают уведомления по электронной почте или смс, т.е. гражданам не обязательно помнить обо всех этих мелочах и не нужно специально заходить на портал.

Во-вторых, это начало использования универсальных электронных карт или УЭК. Проект по выпуску УЭК стартовал в 4-х субъектах РФ (Астраханской области, Краснодарском крае, Башкортостане и Татарстане) с 2 августа 2012 года. Причём, татарстанский прототип УЭК был продемонстрирован ещё в августе 2009 года. Жителям пилотных регионов доступны такие услуги, как оплата штрафов ГИБДД, единая квитанция ЖКХ и проезд в общественном транспорте с помощью электронных карт. УЭК содержит данные о гражданине, электронную подпись и банковское приложение.

В Татарстане собрано уже около шести тысяч заявлений граждан на карты. Первыми же получателями УЭК стали чиновники и сотрудники банков-эмитентов. Начиная с 2014-го года и далее электронные карты будут выдаваться по умолчанию всем, кто не откажется.

Более 10 000 карт-ридеров от ISBC находятся в гософисах, публичных учреждениях Татарстана. Фото: isbc.ru

Более 10 000 карт-ридеров УЭК от ISBC находятся в гософисах и публичных учреждениях Татарстана. Фото: isbc.ru

В-третьих, это одна из первых реальных систем межведомственного электронного документооборота в России, которую начали развёртывать в республике с 2005 года. Она объединяет все министерства, ведомства и муниципалитеты, более 2,5 тыс. государственных и муниципальных учреждений, а также ряд коммерческих организаций республики.

Более 25 тыс. чиновников, министры и президент Татарстана имеют доступ к почти 5 млн электронных документов. Здесь ежедневно регистрируются порядка 4 тыс. новых документов, создается более 7 тыс. резолюций. Каждый документ визируется электронной цифровой подписью и моментально поступает на исполнение.

Система не привязана к рабочему месту чиновника и гос. интранету. Эффективно работать с документами можно через «мобильный офис руководителя», который поддерживает также оффлайн-режим работы и последующую синхронизацию документов с центральной базой СМЭВ при наличии активной сети. Руководители могут давать поручения не только в текстовом виде, но и графикой и аудио-записью. Таким образом чиновник может работать с документами как в своем рабочем кабинете, так и в машине, самолете, на выездном заседании или в отдаленном районе республики без доступа к сети.

Татарстан оказался готов к принятию федерального закона № 210 о межведомственном взаимодействии при получении государственных и муниципальных услуг, т.к. были созданы условия для исполнения этого закона. Закон вступил в силу с 1 июля 2012 года. Теперь чиновники не могут требовать от граждан предъявления дополнительных справок и документов, кроме паспорта (и других документов личного хранения), все другие необходимые сведения чиновники должны брать друг у друга.

На то, чтобы обменяться сведениями, ведомствам отводится не больше 5 дней. Если же срок откладывается, то предусмотрена возможность административного взыскания в виде штрафа до 30 тыс. рублей.

Как прокомментировал федеральный закон № 210 президент Татарстана Рустам Минниханов:

Мы должны это делать, потому что упрощает жизнь людям. Нас новые требования научат еще больше работать в режиме онлайн. Месяца три мы помучаемся, но зато потом будем работать более эффективно.

Цели и планы

Власти Татарстана ставят амбициозные цели по дальнейшему развитию предоставления и использования государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Так, нынешний премьер-министр Ильдар Халиков говорит:

Несмотря на хорошие результаты, следует продолжать активную работу по внедрению госуслуг в электронном виде. По ряду услуг необходимые показатели достигнуты, по ряду наблюдается хорошая динамика, но следует продолжать работу с тем, чтобы не менее 50% услуг, предоставляемых каждым министерством, ведомством, муниципалитетом оказывались в электронном виде.

В 2012 году перевод госуслуг в электронный вид будет продолжаться.

Ильдар Низамиев, руководитель департамента электронных услуг и ведомственной информатизации ГУП «Центр информационных технологий РТ Ильдар Низамиев, руководитель департамента электронных услуг и ведомственной информатизации ГУП «Центр информационных технологий РТ, обещает, что скоро на портале uslugi.tatarstan.ru станет доступен пакет сервисов в области услуг ЖКХ. Появятся услуги по получению информации о начислениях за коммунальные услуги и поступивших платежах, информации о начисленных субсидиях и льготах за коммунальные платежи, счет-фактур с возможностью оплаты, по просмотру прежних и вводу новых показаний приборов учета, по заказу справок от управляющих организаций.

Также на стадии проработки сейчас находятся такие услуги для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, как получение разрешительных документов и лицензий, расширение перечня возможных для оплаты административных штрафов и государственных пошлин, содействие Центров занятости населения в поиске сотрудников.

Кристина Таланова, руководитель проекта «Госуслуги», заместитель директора ООО «Управление информационными проектами» обещает очередные улучшения личного кабинета на портале услуг. Должны добавиться новые платежные сервисы, возможность записаться в электронную очередь в различные ведомства, просмотр истории операций, более удобная авторизация/регистрация и более дружественный пользователю интерфейс, на понятном «человеческом», а не «бюрократическом» языке.

Татарстан и Сингапур

Часто можно встретить одобрительное сравнение уже сделанного и того, что планируется делать в области электронного правительства, в современном Татарстане с достижениями Сингапура.

Сингапур известен тем, что бывший президент России и её нынешний премьер-министр Дмитрий Медведев во время своего визита в это государство в ноябре 2009 года

получил через интернет лицензию на открытие там русского ресторана.

Связи между Сингапуром и Татарстаном действительно имеются. В первую очередь, это соглашение о сотрудничестве в области электронного правительства, подписанное Рустамом Минихановым, тогда ещё премьер-министром Татарстана, и Си Чин Сионом, руководителем международного подразделения Агентства инфо-коммуникационного развития Сингапура, 28 сентября 2009 года.

Иннополис-Казань Во-вторых, развиваются и поощряются контакты между государственными служащими Сингапура и Татарстана. Так, в марте 2010 года на стажировку в Сингапур отправились главы районов Татарстана. Первым регионом России, который посетила Лим Кхенг Хуа, новый посол Сингапура в России, стал Татарстан. Наконец, в РТ весной началось строительство города-спутника Иннополис-Казань, которое ведётся на основе проекта Лиу Тай Кера, главы сингапурской компании RSP.

Тем не менее, пока что в Татарстане нет возможности получить через интернет лицензию на открытие ресторана.

Проблемы и перспективы распространения опыта

Многие эксперты сдержанно и довольно критично воспринимают отчёты об успехах Татарстана в предоставлении и использовании гос. услуг в электронном виде. Их главное возражение можно сформулировать следующим образом: непропорционально большую долю в электронных гос.услугах РТ занимают всевозможные платежи в государственный бюджет — госпошлины, штрафы, оплата детских садов и т.д.

Но ведь проведение платежей, строго говоря, это не государственная услуга, а услуга банковской системы.

Кроме того, вызывает множество вопросов величина сбора комиссионных (до трёх процентов) за оплату гос.услуг в электронном виде. Причём, как комментирует заместитель министра информатизации и связи Татарстана Юрия Багрова: «в платеже участвуют четыре единицы: банк, обслуживающий информационную систему, банк, выпустивший платёжную карту, оператор системы и тот, кто обеспечивает безопасность карты. Каждый из них должен убрать или уменьшить свой процент. Сейчас идёт работа с банками, с 2,5% ориентировочно можно будет опуститься до 1,5%. Но совсем убрать проценты, скорее всего, не получится».

Тимур Аитов, исполнительный директор ассоциации российских банков Так же скептично эксперты оценивают перспективы распространения опыта Татарстана на другие регионы РФ. Например, Тимур Аитов, исполнительный директор ассоциации российских банков считает:

Проекты в Татарстане не задумывались как тиражируемые, они выполнялись для своих конкретных условий, и считать их пилотными проектами для всей страны нельзя.

«Если же задумываться об информатизации всей России, начинать надо не с одного электронного города или региона, а с постановки задачи на федеральном уровне. То есть для начала оценить цифровое неравенство регионов и выбрать типовой регион, кстати, не такой богатый, как Татарстан», — резюмирует Аитов.

В конечном счёте, можно утверждать, что успехи Татарстана в создании электронного правительства заметны и перспективы дальнейшего развития несомненны, особенно в сравнении с другими регионами России. Однако предстоит сделать ещё многое, гораздо больше, чем может показаться по восторженным отчётам чиновников.

Дополнительную информацию об электронном Татарстане можно найти на сайте Министерства информатизации и связи республики.

Мнения:

Метки

Книги