Темы  /  Лучшие практики

Швеция: цифровая нация

2 марта 2014
sweden
Sweden: the digital nation
The article provides an analysis of the Swedish digital economy supported by the government and discusses such aspects as infrastructure, policy promoting entrepreneurship, e-participation of citizens, e-health. It inquires on the power of the public sector to drive innovation, develop marktets and foster e-democracy. The article concludes that the main factors of success of the Swedish digital economy is due to the political will of the government, national spirit of entreneurship and the open mindset.
Author: Lena Durbec

В рейтинге World Wide Web Foundation-2012 Швеция занимает первое место среди стран, в которых интернет имеет наибольшее политическое, социальное и экономическое влияние. Это страна, в которой Интернет проник практически во все сферы жизни и одновременно стал двигателем национальной, сегодня уже цифровой, экономики. Шведы обладают удивительной способностью внедрять инновации и изобретать стратегии в виртуальном пространстве. Это отражается и на их электронном правительстве, сегодня эффективно служащем для стимулирования экономического роста, трудоустройства, регионального развития, равноправия, качества жизни.

Хроника прогресса

В 1995 году только 2% населения страны имели постоянный доступ в Интернет. Развитие электронной инфраструктуры в Швеции было продуманным политическим шагом – в середине 90х правительство обеспечило для этого надежную и качественную техническую базу. Муниципалитетам были предоставлены субсидии для оперативного развития ИКТ-инфраструктуры, в особенности мелким населенным пунктам, чтобы дать их жителям возможность подключения к быстрому интернету.

Обеспечение правительством нормативно-правовых условий для стимулирования конкуренции среди интернет-провайдеров особенно способствовало быстрому проникновению интернета в дома шведских граждан и установлению цен ниже средних по Европе. Благодаря описанной политике, сегодня 91% населения Швеции имеют подключение к интернету. При этом самый быстрый рост подключения отмечался в 2011-2012 годах (с 30% до 55%) благодаря смартфонному буму.

В 2000 г Швеция поставила цель укрепить демократию путем повышения прозрачности и уровня участия граждан в принятии решений.

С той поры идет непрестанная работа над построением е-правительства и «информационного общества для всех».

В 2003 г в рамках программы «Публичное администрирование на службе демократии» было образовано «Агентство 24/7» – служба, предоставляющая госуслуги круглосуточно и 7 дней в неделю онлайн. Главная задача агентства – развитие электронных услуг, приносящих наибольшую пользу гражданам и бизнесам, а также повышающих эффективность госсектора.

В 2005 г шведское правительство представило «План действий по снижению административной нагрузки для предприятий». В документе содержалось 291 действий, предписывающих 8 министерствам и 46 агентствам устранить всевозможные барьеры для ведения бизнеса. Благодаря реализации плана, шведское правительство создало среду, максимально благоприятную для развития сектора ИКТ и сделало свою страну привлекательной для иностранных стартапов и венчурных инвестиций. Skype, Spotify, iZettle, Mojang, Rebtel и другие хорошо известные сегодня компании вышли из хаба шведских IT-стартапов.

В 2009 г была образована Делегация е-правительства, которая будет координировать следующие стратегические проекты в этой области до конца 2014 г, и среди них:

  • е-идентификация: создание единого решения для доступа ко всем госуслугам;
  • запуск интернет-форума, дающего возможность гражданам и бизнесам принять участие в формировании дальнейшей политики в области е-правительства;
  • улучшение правового и технического регулирования для стимулирования использования е-услуг юридическими и физическими лицами;
  • дальнейший переход на открытые стандарты и открытое программное обеспечение;
  • упрощение и повышение безопасности использования интернета в общественной и личной жизни, разработка более привлекательных и легких в использовании е-услуг для физических и юридических лиц.

Открытые данные

Швеция была одной из первых стран, где были внедрены электронные налоговые декларации, е-идентификация и другие е-сервисы. Несмотря на это, шведское правительство не спешит открывать свою информацию для общественного доступа. Запуск портала Öppnadata.se был обещан в 2012 году, но, по неизвестным причинам, пока не состоялся.

Страна является единственной в Скандинавии, не имеющей портала открытых данных.

Пока что только одна треть публичной информации в Швеции доступна в открытом и свободном формате. Тем не менее, по закону госучреждения обязаны незамедлительно отвечать на запросы официальных документов, которые могут осуществляться в любой форме и анонимно.

Открытый исходный код

В 2009 г Шведское правительство постановило, что административные порталы и е-услуги должны базироваться на программном обеспечении с открытым исходным кодом и опираться на открытые стандарты, где только возможно. Данное решение было очень обдуманным, поскольку оно позволяет электронным госслужбам:

  • избежать зависимости от одной платформы и единственно возможных технических решений;
  • сформировать здоровый и конкурентоспособный рынок ИКТ;
  • снизить риск попадания организации в технологическую «западню»;
  • обеспечить оперативную совместимость данных с данными других учреждений;
  • повысить прозрачность и тем самым предотвратить коррупцию.

Единственный на данный момент портал открытых данных с открытым исходным кодом – openaid.se — был открыт в 2011 г. Это продукт совместной деятельности Министерства иностранных дел и Шведского агентства по развитию и сотрудничеству SIDA. Он предлагает информацию о международной помощи Швеции и позволяет беспрепятственно и подробно изучить все реализованные проекты. Обеспечивая высокую степень прозрачности и открытости, портал дает возможность журналистам, исследователям и другим заинтересованным сторонам визуализировать и интерпретировать полученную информацию.

Лидер в е-здравоохранении

1177.se – публичный веб-сервис, позволяющий быстро найти всю информацию, касающуюся здоровья и здравоохранения в Швеции, а также узнать мнение о тех или иных медучреждений от их клиентов.

Веб-сервис является продуктом Шведской национальной IT-стратегии, цель которой среди прочих — улучшение системы здравоохранения. Одновременно был принят Data Patient Act, позволивший оптимизировать базы данных медицинских карт всех шведских граждан и создать инфраструктуру для их надежного хранения.

Еще одна шведская инновация в области электронного здравоохранения – проект «СМС-спасатель» (SMS-Livräddare).

Каждый год в среднем 900 жителей Стокгольма умирают от сердечной недостаточности, находясь вдали от больницы. В 2010 году одна из стокгольмских больниц представила смс-сервис, посредством которого люди, владеющие методами сердечно-легочной реанимации, могут помочь. Когда приходит извещение о возможном сердечном приступе, мобильное приложение использует систему GPS-отслеживания и направляет участника проекта на помощь. Таким образом шансы на выживание человека с сердечной недостаточностью значительно повышаются. На данный момент к проекту присоединилось около 1000 потенциальных спасателей.

Е-участие граждан

Шведская ассоциация местных органов управления и регионов ожидает дальнейший переход коммуникации между людьми в виртуальное пространство, и поэтому с 2008 года реализует проект, цель которого — активизировать гражданский диалог путем использования различных ИКТ. Его успешными продуктами уже стали:

  • диалоговый портал The Dialogue, где граждане могут высказывать свое мнение чиновникам в текстовой, аудио- или видео-форме, модерировать дискуссии и др.;
  • сайт онлайн-петиций, адаптированная и улучшенная версия английского сайта;
  • СМС-портал Гражданских панелей, позволяющий проводить мини-опросы общественного мнения;
  • стимулятор бюджета, позволяющий вовлечь граждан в процесс планирования и распределения бюджетных средств. Граждане могут подавать свои предложения с документальным, фото- или видеосопровождением.

В 2010 году было осуществлено первое пилотное бюджетирование с использованием последнего онлайн-инструмента. Гражданам было предложено представить свои идеи по обновлению парка в г. Ханинге. Было подано около 100 предложений, на основе которых городское управление разработало 20 сценариев. Каждый гражданин мог проголосовать за конкретный сценарий. Всего 250 граждан Ханинге приняло участие в этом процессе, благодаря чему был не только обновлен парк, но и улучшен диалог граждан с властями.

Цифровая экономика

За последние 10 лет Интернет в Швеции приобрел огромную экономическую важность, создав и продолжая создавать возможности, как для потребителей, так и малых и средних предприятий. Швеция также стала источником цифровых инноваций. При ежегодном росте в 10,3%, в 2012 году интернет-экономика внесла 7,7% в шведский ВВП.

Примечательно, что для этого правительство или предприятия не делали никаких инвестиционных вложений в интернет как в сектор национальной экономики. Стремительный рост обусловлен высоким уровнем онлайн-потребления, а в последние годы был мощно стимулирован массовым переходом на мобильные устройства и увеличением числа интернет-покупок.

Интернет-экономика Швеции, по прогнозам, будет продолжать увеличивать свою долю в ВВП, и к 2017 году достигнет 9,5%,

что сравнимо с долей розничной и оптовой торговли.

Несомненно, ключ к успеху шведской экономики – традиция инноваций, позволяющая быстро внедрять новые технологии, стимулирующие прогресс. Шведские граждане охотно экспериментируют с мобильными устройствами и приложениями, толкая предпринимателей на создание новых продуктов и бизнес-моделей.

По мнению IT-предпринимателя Рика Фалквинге, причиной этому послужила комбинация социальных и технологических факторов. Приход широкополосного подключения изменил баланс власти в стране, в которой коллективизм имел вековые традиции. Сегодня он теряет свое влияние, поскольку каждый может выразить свое мнение на различных интернет-площадках. Этот более индивидуалистичный подход, по его мнению, является ключевым для новых достижений в сфере хай-тек. «В Швеции мы поощряем любопытство, открытость и стремление экспериментировать. Мы не видим угрозы в прогрессе, напротив, мы стараемся извлечь из него выгоду», заключает Фалквинге.

Заключение

Швеция достигла поставленной цели и действительно преуспела в построении «информационного общества для всех». Сегодня в этом деле она опережает не только другие страны ЕС, но и весь мир. Разница в экономической, политической моделях, национальном менталитете и множестве других аспектах не позволяют проводить какие-либо параллели между е-правительством Швеции и Беларуси. Тем не менее, из шведского опыта можно извлечь ряд ценных уроков.

Успех инновационной экономики Швеции обусловлен не столько предпринимательским духом шведских граждан и удачным стечением обстоятельств, а результатом системной и целенаправленной работы правительства. Оно сумело не только эффективно организовать собственную работу, но и создать практически идеальный бизнес-климат для электронных инноваций.

Сегодня Беларусь могла бы начать с того, с чего начинала Швеция в 90х – демонополизировать сферу информационных услуг, предоставить субсидии для оперативного развития ИКТ-инфраструктуры и обеспечить нормативно-правовые условия для стимулирования конкуренции среди интернет-провайдеров.

Крайне эффективной мерой было бы также устранение всех бюрократических барьеров для IT-предпринимательства и создание привлекательной среды для иностранных стартапов.

Своим примером Швеция показывает, что госсектор, ориентированный на инновации, может не только сделать госуслуги быстрыми и качественными, но и быть мощной движущей силой экономического прогресса. Он может стимулировать рост через открытие новых рынков и реализацию инновационных бизнес-идей. Согласно шведскому опыту, все, что для этого требуется — это политическая воля, предпринимательская инициатива и неутолимое любопытство.

Елена Дюрбек

Мнения:

Метки

Книги