Темы  /  Лучшие практики

Основы eDiplomacy. Часть 3. Публичная дипломатия и управление информацией

Основы eDiplomacy

В прошлой части мы рассматривали внутренние механизмы электронной дипломатии, такие как методы управления знаниями. Эта статья расскажет о внешних видимых механизмах, с которыми можем столкнуться даже мы с вами. Конкретно — это публичная дипломатия и методы управления открытой информацией — frontend электронной дипломатии.

ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ

Основной задачей инициативы публичной дипломатии является стремление поддерживать контакт с аудиторией всемирной сети. Новые коммуникационные технологии позволяют транслировать важнейшие сообщения целевой аудитории, выслушивать ее обращения и оказывать воздействие на ключевых агентов влияния онлайн.

Социальные сети коренным образом изменили правила публичной дипломатии. В прошлом, область влияния компетентного дипломата могла достигать сотен или тысяч людей. Лишь единицы могли добиться внимания сотен тысяч или миллионов людей через обращение по радио, телевидению либо в печатные СМИ. Однако подобная активность дипломатов могла входить в противоречие с государственными интересами, т.к. государство обычно старается не допускать утечек информации о деятельности дипломатической службы.

Социальные сети изменили эти устаревшие правила. В данный момент правительство США эффективно управляет собственной глобальной медиа-империей; сегодня сообщения могут достигать аудитории в 8 миллионов человек, распространяясь через платформы более 600 социальных сетей.

Чтобы проиллюстрировать масштаб охвата социальных сетей, скажем, что их область влияния сопоставима с совокупной базой читателей десяти крупнейших ежедневных газет в США. Хотя, необходимо оговориться: социальные сети и печатные СМИ по-разному влияют на общественное мнение. Конечно, подобный объем не может сравниться с 187-миллионной аудиторией Голоса Америки. Содержание информации в социальных сетях неподконтрольно государству, в отличие от телевидения или радио. Правительство вынуждено работать с этим каналом коммуникации, если хочет избежать масштабного искажения информации о своей работе.

Виктория Эссер, заместитель начальника отдела по связям с общественностью Госдепартамента США После запуска нового государственного Twitter-канала, на турецком языке, Виктория Эссер (Victoria Esser), заместитель начальника отдела по связям с общественностью Госдепартамента США, ответственная за разработку электронной стратегии, отметила:

Теперь мы можем в режиме реального времени оказывать влияние на аудиторию в масштабах, значительно превосходящих возможности традиционной публичной дипломатии. Один дипломат США может установить прямой контакт с миллионом людей, посредством одной из крупнейших платформ социальных сетей, принадлежащих государству. Это дает государству возможность напрямую общаться с массовой аудиторией, не затрачивая при этом бюджетных средств на выстраивание каналов коммуникации.

Государство также может извлечь пользу из сегментации аудитории, обмениваясь с тематическими группами сообщениями по поводу широкого спектра проблем: от противодействия терроризму до содействия продвижению экспертного научного знания в США. В итоге целый ряд офисов электронной дипломатии занимается исключительно социальными сетями и сетевыми сообществами.

Центр стратегической коммуникации по предотвращению терроризма

Отдел по электронной информационно-просветительской работе располагается в Центре стратегической коммуникации по предотвращению терроризма. Отдел был учрежден в 2006 году; его первоначальной задачей были деликатные действия по улучшению имиджа США в арабской блогосфере.

С тех пор, миссия отдела поменялась: теперь сотрудники — команда из 11 блоггеров и одного управляющего, владеющих урду, арабским и сомалийским языками — уделяют все свое онлайн-внимание противодействию экстремизму.

Блоггеры открыто признают, что работают на Госдепартамент США. Соответственно, у них нет доступа к сайтам, где общаются самые радикально настроенные пользователи. Поэтому сотрудники отдела общаются с радикалами на более популярных и открытых ресурсах, как, например, Al Jazeera и BBC.

К основным задачам отдела относятся: опровержение дезинформации о США, доказательство ошибочности теорий заговоров на основе фактической информации, например, опровержение слухов о том, что вице-президент Дик Чейни заказал убийство Беназир Бхутто. Сюда также входит своевременное обнаружение угроз со стороны экстремистов, например, нападений Талибана на женские школы, или проверка информации о том, что террорист с двойным гражданством (одно из них американское) Анвар аль-Авлаки агрессивно домогался проституток.

Отдел также работает над монтажом видеороликов, которые представляют в невыгодном свете выступления экстремистов, вроде ролика, высмеивающего Осаму бин Ладена, а также занимаются поддержкой каналов YouTube на арабском языке и урду.

Сотрудникам отдела предоставлена свобода в том, что касается сообщений: они могут сами выбирать стиль и содержание сообщений, в зависимости от задач и целевой аудитории.

Офис сетевой активности (Office of Web Engagement)

Персонал Офиса сетевой активности насчитывает 20 человек. Его основные задачи — управление несколькими платформами социальных сетей, включая 4 страницы Госдепартамента в Facebook с аудиторией превышающей миллион пользователей: электронный журнал о США (Ejournal USA), вызовы демократии (Democracy Challenge), глобальные дискуссии о климате (Global Conversations: Climate) и CO.NX.

Электронный журнал о США (Ejournal USA)

Офис разрабатывает для этих страниц мобильные приложения, включая приложения, предназначенные для трансляции хода важных политических событий в социальных сетях. Например, зарубежных визитов президента.

Также, под управлением офиса находятся сайты на различных языках, включая арабский, китайский, фарси, французский, русский и испанский, созданные для улучшения имиджа США.

CO.NX

CO.NXЭтот проект обслуживается 15 сотрудниками. CO.NX дает возможность использования интерактивных веб-чатов и видео-чатов в различных дискуссиях Госдепартамента: внутренних, межведомственных, а также публичных.

Персонал CO.NX помогает докладчикам подготовиться к выступлениям, организует и модерирует презентации. Также, сотрудники рассматривают и отвечают на запросы отделов о возможности организации презентаций приглашенных докладчиков. В основном, выступления ориентированы на проблематику публичной дипломатии, однако не ограничиваются лишь ею.

Офис CO.NX стремится освещать деятельность отделов Управления знанием и Планирования деятельности. Платформа активно используется для обучения сотрудников Госдепа. Как результат, CO.NX позволяет значительно снизить затраты Госдепартамента, т.к. перелеты сотрудников или организация телеконференций становятся необязательными, а также создать необходимую техническую базу для ведения внутренних дискуссий.

Центр электронных коммуникаций

Команда из десяти человек ответственна за поддержку нескольких платформ социальных сетей Госдепартамента, предназначенных для ведения дискуссий на формальном уровне — например, блог DipNote, официальный Twitter-канал @StateDept, а также официальная страница Госдепа на Facebook. Сотрудники этого подразделения поддерживают официальные Twitter-каналы на арабском, китайском, фарси, французском, хинди, португальском, русском, испанском, турецком и урду. Кстати, американские дипмиссии за границей используют Twitter-каналы на многих других языках.

Блог Госдепа DipNote

Учитывая официальный характер данных сайтов, материал обычно проходит процедуру предварительного согласования, если необходимо информировать публику о позиции Госсекретаря по той или иной проблеме, или же подаются точные цитаты из материалов брифингов. Подобная практика несколько раз оказывалась полезной в кризисных ситуациях, например, когда граждане США в Индии нуждались в рекомендациях консула во время террористических актов в Мумбаи. Это помогало и в случаях, когда нужно было доказать ошибочность ложных слухов, например, посольство своевременно опровергло информацию о том, что свергнутый президент Мадагаскара скрывается в посольстве США в Антананариво.

Во время начала Арабской весны, когда официальная позиция США по поводу этих событий еще не была согласована на высшем уровне, официальные каналы также хранили молчание. В этих случаях, играли важную роль менее формальные Twitter-каналы, которые выказывали поддержку повстанцам от имени представителей власти не самого высокого ранга.

Бюро по делам культуры и образования

ExchangesConnect предназначен для налаживания связей между потенциальными участниками программ обмена Бюро отвечает за масштабную программу культурных обменов в США. Здесь работают 11 сотрудников, которые занимаются проблемами электронной дипломатии в Отделе по публичным делам и стратегической коммуникации. Эта группа ответственна за поддержку сайта Госдепартамента ExchangesConnect, который предназначен для налаживания связей между потенциальными участниками программ обмена (американскими или иностранными гражданами) и выпускниками данных программ. В данный момент сайт насчитывает 37 000 участников.

Также команда сотрудников занимается поддержкой различных сопутствующих информационных проектов. Недавно они запустили сайт, посвященный рекомендациям по получению визы типа J1 для стажировки или обмена, поддерживают twitter @ConnectStateGov (более 13 500 фолловеров) и страницу обменов на Facebook (8 033 лайков).

Кроме того, в группе работает старший советник по инновациям, который анализирует возможности использования новых технологий в работе Бюро. По его инициативе недавно запустили мобильное приложение на английском языке в Тунисе, которое использует социальные сети для формирования устойчивых сообществ среди людей, посетивших США по обмену. Используя социальные сети, приложение консультирует пользователей по возможностям получения американского образования. Эту технологию Бюро по делам западного полушария Госдепа собирается применить в Южной Америке.

Офис политики, планирования и ресурсов

Официальной миссией Офиса политики, планирования и ресурсов для публичной дипломатии и связей с общественностью является контроль за деятельностью публичной дипломатии, осуществляемой через социальные сети, с целью предотвращения утечки важной информации. Офис также служит связующим звеном между государством и различными узлами публичной дипломатии в рамках программы электронной дипломатии.

К примеру, сотрудник Офиса должен следить за тем, чтобы персонал, работающий в рамках инициативы публичной дипломатии с социальными сетями за границей, был обеспечен компьютером и необходимым программным обеспечением. Также, сотрудник должен сделать все возможное для увеличения степени надежности электронных процессов в Госдепартаменте, используя, к примеру, программу SharePoint (разработанную Microsoft для обеспечения сотрудничества в Госдепартаменте) для стандартизации процессов.

Политические вопросы

Заметный прогресс в распространении электронной дипломатии, а также ее внедрение в ежедневный рабочий процесс Госдепартамента стал результатом совместного труда множества специалистов, занимающихся социальными сетями в различных бюро.

Несмотря на то, что в различных бюро сотрудники могут по-разному интерпретировать концепцию электронной дипломатии, каждый служащий в обязательном порядке посвящает часть своего времени работе связанной с проблемами электронной дипломатии. Зачастую подобная деятельность заключается в содействии специалистам, посредством наполнения сайтов содержанием (будь то блог, Twitter-канал, страница Facebook, размещение видеоролика, изображений или консультация по стратегии государства в сфере социальных сетей). Часто подобная деятельность подразумевает управление платформами социальных сетей бюро, либо же социальными сетями, которыми пользуются старшие менеджеры.

В нескольких бюро ежедневное использование социальных сетей и электронной дипломатии может быть ограничено, однако, в определенные моменты их значение резко возрастает. Это относится к важным событиям, в которых задействовано Бюро по работе с международными организациями: например, визит президента или разворачивание крупных кампаний вроде инициативы ЮНЕСКО «Уважительное отношение преподавателя к любому» (Teaching Respect for All).

УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ

Главной задачей данной программы является объединение увеличивающегося потока информации и дальнейшее его использование для более компетентного процесса принятия политический решений, для предвосхищения социальных и политических движений и поиска ответа на их требования. Объем электронной информации увеличивается экспоненциально.

Джозеф Най (Joseph S. Nye) Известный американский политолог проф. Джозеф Най (Joseph S. Nye) так описал данный процесс:

В одном только 2006 году было создано и переведено в электронный вид 161 млрд гигабайт информации. Это в 3 млн раз больше, чем объем информации, содержащийся во всех когда-либо написанных книгах. В 2010 году ежегодный прирост электронной информации увеличился более чем в шесть раз и составил 988 млрд гигабайт. В начале XXI века пользователи посылали приблизительно 25 триллионов электронных писем в год. В 2010 источником 70 процентов информации, генерируемой каждый год в мире, были email’ы, онлайн-видео и всемирная сеть.

Подобные изменения меняют саму суть правительства и ведут к рассеиванию власти, считает ученый.

Этот пласт информации является потенциально важным новым ресурсом для министерств иностранных дел для формирования представления об окружающем мире. В большинстве случаев использование труда персонала для обработки, объединения и структурирования столь огромного объема информации является слишком дорогим предприятием. Два узла электронной дипломатии работают над этой актуальной задачей.

Офис по исследованию аудитории

Этот отдел, работающий в рамках Офиса по инновационной деятельности, представляет собой относительно новое формирование. Его персонал насчитывает 10 человек. Сотрудники разрабатывают практичные аналитические обзоры социальных сетей, включая визуализацию собранных данных. Эти обзоры вместе с анализами результатов деятельности публичной дипломатии, исследованиями аналитиков и данными опросов общественного мнения публикуются на сайтах программы Управления знаниями.

Кроме этого сотрудники офиса учат персонал в Институте дипломатической службы использованию социальных сетей и изучению аудитории. Также они дают оценку деятельности публичной дипломатии.

Отдел быстрого реагирования

Отдел быстрого реагирования Бюро по связям с общественностью состоит из трех человек, которые наблюдают за реакцией социальных сетей на процессы, которые потенциально могут иметь значение для национальных интересов США. Каждый день персонал формулирует краткие отчеты, описывающие реакцию в англо-, испано-, и арабо -язычных сегментах соцсетей на определенные проблемы, к примеру, закрытие посольства США в Сирии. В скором времени к команде присоединится четвертый специалист, владеющий китайским языком.

Также его сотрудники изучают платформу Ushahidi’s Swift River, которая обеспечивает фильтрацию и проверку данных с twitter, sms, электронной почты и RSS-каналов в реальном времени.

Фергюс Хансон
Оригинал: «Revolution @State: The Spread of Ediplomacy»
Перевод Василия Наумова (Vasil Navumau) специально для e-gov.by

Мнения:

Метки

Книги