Темы  /  Лучшие практики

Основы eDiplomacy. Преобразующие цели электронной дипломатии

Основы eDiplomacy

Эта статья начинает цикл материалов об электронной дипломатии, инициированной Государственным департаментом США. Статьи основаны на исследовании Фергюса Хансона «Revolution @State: The Spread of Ediplomacy».

Введение

Государственный департамент США стал ведущим в мире пользователем инструментов eDiplomacy. Более 150 штатных сотрудников и 25 различных проектов — это система электронной дипломатии. Более 900 американских дипломатов по всему миру используют её возможности.

Электронная дипломатия меняет современную государственную политику. В общественной дипломатии государство выступает в роли большой медиа-империи, охватывающей огромную аудиторию. «Армия» дипломатов работает с более чем 600 социальными аккаунтами, как для сбора информации, так и для информирования людей.

В сфере управления знаниями электронная дипломатия легко решает проблемы обучения и обмена опытом внутри ведомства. Однако ранее эта работа требовала больших усилий.

Что такое eDiplomacy?

Единого определения не существует. Наиболее распространенное — использование глобальной сети и ИКТ для осуществления дипломатических целей. Определение довольно широкое и избегает тенденции сводить электронную дипломатию только к работе с социальными медиа.

Министерства иностранных дел прошли через несколько технологических революций от телеграфа до электронной почты и интернета. Хотя даже сейчас к последней фазе сетевого прогресса многие МИДы только начинают приспосабливаться. Особенно это касается коммуникативной роли интернета.

Электронная дипломатия является одной из наиболее свежих методик технологической революции, которая обусловлена появлением сетевых технологий и оцифровки практически всех данных.

Цифровая форма становится основным форм-фактором информации. Создание дипломатами огромного массива цифровой информации и сетевые технологии теперь позволяют использовать сведения, ранее изолированные в бумаге на полках в служебных шкафах. Не только дипломатическая информация объединяется, но и объединяются знания отдельных служащих по всему миру.

Общие базы информации, созданные и изменяемые онлайн сотнями сотрудников, позволяют МИДам предоставлять консультации высокого класса для других ветвей власти, а также иностранным партнёрам. Возможность быстрого и гибкого доступа к такой дипломатической информации позволяет привлекать различных экспертов, которые рассредоточены по бюрократии и всему миру.

Специальные защищенные сети позволяют министерству иностранных дел мгновенно координировать действия с другими подразделениями как правительства своей страны, так и стран-партнёров. Таким образом бюрократия становится всё более интернациональной.

Инструменты eDiplomacy несомненно помогают дипломатам общаться, слушать и вести диалог с собственной и иностранной общественностью посредством интернета, а также оказывать влияние на новые процессы в переполненном мире онлайн.

Преобразующие цели электронной дипломатии

В последнее время ведущие американские политики предложили несколько концептов, описывающих специфику новых условий ведения дипломатии, в том числе, набирающей вес электронной дипломатии. К примеру, госсекретарь Кандолиза Райс ввела понятие дипломатия преобразований; госсекретарь Хилари Клинтон предпочитает рассуждать о новейших трансформациях при помощи концепта искусство управления государством в 21 веке.

До сих пор предлагаемые концепты не подразумевали разработки определенных рабочих программ в рамках электронной дипломатии. Однако уже сегодня программы eDiplomacy в государственных институтах США можно разделить на 8 тематических категорий:

1) Управление знаниями (knowledge management): основной целью программ, попадающих в данную категорию, является использование знаний, накопленных министерствами и правительством с максимальной эффективностью. Необходимо гарантировать сохранение, передачу и оптимальное использование знаний, с целью защиты национальных интересов за пределами страны.

2) Публичная дипломатия: главная функция данных программ — поддерживать контакт с мигрирующей в онлайн аудиторией. Кроме того, акцент делается на использовании новейших средств коммуникации для передачи целевой аудитории важнейших сообщений и воздействия на основных агентов влияния онлайн.

3) Управление информацией: задача этого типа программ заключается в выборе из потока информации сведений, необходимых для компетентного принятия политических решений ответственными лицами. Также, важным аспектом здесь является стремление к предвосхищению зарождающихся политических и социальных движений, и поиска ответов на новые вызовы.

4) Коммуникация с консулами и ответы на запросы: программы, где необходимо наладить прямой, личностный канал коммуникации с гражданами, отправляющимися в путешествие за пределы страны, создав все необходимые условия для их поддержки в случае кризисных ситуаций.

5) Меры в случае чрезвычайной ситуации: основной целью программ является стремление использовать преимущества новых ИКТ в случае стихийных бедствий, а также других чрезвычайных ситуаций.

6) Обеспечение свободы сети интернет: создание технологий, позволяющих сохранять свободный и открытый характер интернета. Не менее важными задачами являются продвижение и популяризация принципов свободы слова и демократии, а также подрыв власти авторитарных режимов.

7) Внешние ресурсы: создание цифровых инструментов, позволяющих привлекать зарубежных экспертов и использовать их способности для продвижения национальных интересов.

8) Планирование деятельности: целью программ, попадающих в данную категорию, является эффективный контроль, координация и планирование деятельности различных органов правительства в сфере международной политики, в качестве ответа на интернационализацию бюрократии.

С развитием и институциональным укреплением электронной демократии, планируется дальнейшая разработка рабочих программ. К примеру, по мере адаптации Госдепа к новым условиям ведения дипломатии, возникает необходимость перехода к более гибким и удобным формам сотрудничества с государствами-партнерами.

Офис электронной дипломатии (Office of eDiplomacy) рассматривает это направление как одну из самых важных и перспективных сфер развития в рамках Глобальной партнерской инициативы Госдепартамента. Так, уже есть несколько позитивных примеров инициативы в действии: функционирование посольства США в Мехико, посольства Мексики в Вашингтоне, Отдела по делам Мексики в главном управлении Госдепартамента (Mexican Affairs office in State Headquarters), а также Министерства иностранных дел Мексики. Все эти институты ведут тесное сотрудничество по широкому спектру проблем: например, они координировали усилия по предотвращению стихийных бедствий и ликвидации их последствий в приграничных регионах, с использованием глобальной сети и облачных инструментов.

Другим многообещающим направлением развития электронной дипломатии является налаживание связей между диаспорами, как в пределах страны, так и за рубежом. К примеру, во время землетрясения на Гаити, американские гаитяне с готовностью помогали переводить твиттер-сообщения на английский язык.

eDiplomacy распространяется в государственных органах со скоростью эпидемии

Инициатива электронной дипломатии началась с учреждения целевой рабочей группы по проблемам электронной дипломатии в 2002 году. Сейчас это Офис электронной дипломатии. Вскоре, перспективность и полезность данной инициативы была признана многими отделами Госдепартамента. На сегодняшний день, в различных органах Госдепартамента функционируют 25 узловых отделений инициативы электронной дипломатии. Некоторые из них фокусируются исключительно на проблемах, имеющих отношение к электронной дипломатии. Другие — были учреждены на традиционных рабочих местах, например, в региональных бюро, с целью облегчения адаптации к меняющимся условиям ведения дипломатии.

Принимая во внимание последовательность усилий, предпринимаемых госсекретарями США по продвижению электронной дипломатии, неудивительно, что Госдепартамент значительно опережает министерства иностранных дел зарубежных стран в переходе к этой форме ведения дипломатии. Колин Пауэлл, с его богатым опытом работы в наиболее технологически оснащенных вооруженных силах мира, впервые выдвинул идею электронной дипломатии. Кондолиза Райс поддержала и расширила инициативу, введя в обиход понятие дипломатии преобразований. Хилари Клинтон развила идеи своих предшественников при помощи амбициозной концепции искусства управления государством в 21 веке.

Приведенная ниже схема показывает масштаб распространения электронной дипломатии в остальных органах Госдепартамента. Усилия различных институтов США по популяризации электронной дипломатии в различных странах мира остались за пределами данной схемы, как и работа в рамках инициативы, которая ведется НГО и IT-компаниями. Даже за исключением этих позиций, в Госдепартаменте около 150 человек имеют прямое отношение к электронной дипломатии.

Схема 1: Узловые отделения электронной в государственных органах и количество работников, занятых в реализации инициативы

Схема 1: Узловые отделения электронной в государственных органах и количество работников, занятых в реализации инициативы

В то время как первая схема, представляет распространение электронной дипломатии в различных государственных организациях, вторая схема располагает узловые отделения электронной дипломатии в зависимости от реализуемых целей (в соответствии с категоризацией, предложенной выше).

Вторая схема располагает узловые отделения электронной дипломатии в зависимости от реализуемых целей

Продолжение следует…

Фергюс Хансон
Оригинал: «Revolution @State: The Spread of Ediplomacy»
Перевод Василия Наумова (Vasil Navumau) специально для e-gov.by

Мнения:

Метки

Книги