Темы  /  Лучшие практики

Основы eDiplomacy. Преобразующие цели электронной дипломатии

Основы eDiplomacy. Преобразующие цели электронной дипломатии

Эта статья начинает цикл материалов об электронной дипломатии, инициированной Государственным департаментом США. Статьи основаны на исследовании Фергюса Хансона «Revolution @State: The Spread of Ediplomacy».

Введение

Государственный департамент США стал ведущим в мире пользователем инструментов eDiplomacy. Более 150 штатных сотрудников и 25 различных проектов — это система электронной дипломатии. Более 900 американских дипломатов по всему миру используют её возможности.

Электронная дипломатия меняет современную государственную политику. В общественной дипломатии государство выступает в роли большой медиа-империи, охватывающей огромную аудиторию. «Армия» дипломатов работает с более чем 600 социальными аккаунтами, как для сбора информации, так и для информирования людей.

В сфере управления знаниями электронная дипломатия легко решает проблемы обучения и обмена опытом внутри ведомства. Однако ранее эта работа требовала больших усилий.

Что такое eDiplomacy?

Единого определения не существует. Наиболее распространенное — использование глобальной сети и ИКТ для осуществления дипломатических целей. Определение довольно широкое и избегает тенденции сводить электронную дипломатию только к работе с социальными медиа.

Министерства иностранных дел прошли через несколько технологических революций от телеграфа до электронной почты и интернета. Хотя даже сейчас к последней фазе сетевого прогресса многие МИДы только начинают приспосабливаться. Особенно это касается коммуникативной роли интернета.

Электронная дипломатия является одной из наиболее свежих методик технологической революции, которая обусловлена появлением сетевых технологий и оцифровки практически всех данных.

Цифровая форма становится основным форм-фактором информации. Создание дипломатами огромного массива цифровой информации и сетевые технологии теперь позволяют использовать сведения, ранее изолированные в бумаге на полках в служебных шкафах. Не только дипломатическая информация объединяется, но и объединяются знания отдельных служащих по всему миру.

Общие базы информации, созданные и изменяемые онлайн сотнями сотрудников, позволяют МИДам предоставлять консультации высокого класса для других ветвей власти, а также иностранным партнёрам. Возможность быстрого и гибкого доступа к такой дипломатической информации позволяет привлекать различных экспертов, которые рассредоточены по бюрократии и всему миру.

Специальные защищенные сети позволяют министерству иностранных дел мгновенно координировать действия с другими подразделениями как правительства своей страны, так и стран-партнёров. Таким образом бюрократия становится всё более интернациональной.

Инструменты eDiplomacy несомненно помогают дипломатам общаться, слушать и вести диалог с собственной и иностранной общественностью посредством интернета, а также оказывать влияние на новые процессы в переполненном мире онлайн.

Преобразующие цели электронной дипломатии

В последнее время ведущие американские политики предложили несколько концептов, описывающих специфику новых условий ведения дипломатии, в том числе, набирающей вес электронной дипломатии. К примеру, госсекретарь Кандолиза Райс ввела понятие дипломатия преобразований; госсекретарь Хилари Клинтон предпочитает рассуждать о новейших трансформациях при помощи концепта искусство управления государством в 21 веке.

До сих пор предлагаемые концепты не подразумевали разработки определенных рабочих программ в рамках электронной дипломатии. Однако уже сегодня программы eDiplomacy в государственных институтах США можно разделить на 8 тематических категорий:

1) Управление знаниями (knowledge management): основной целью программ, попадающих в данную категорию, является использование знаний, накопленных министерствами и правительством с максимальной эффективностью. Необходимо гарантировать сохранение, передачу и оптимальное использование знаний, с целью защиты национальных интересов за пределами страны.

2) Публичная дипломатия: главная функция данных программ — поддерживать контакт с мигрирующей в онлайн аудиторией. Кроме того, акцент делается на использовании новейших средств коммуникации для передачи целевой аудитории важнейших сообщений и воздействия на основных агентов влияния онлайн.

3) Управление информацией: задача этого типа программ заключается в выборе из потока информации сведений, необходимых для компетентного принятия политических решений ответственными лицами. Также, важным аспектом здесь является стремление к предвосхищению зарождающихся политических и социальных движений, и поиска ответов на новые вызовы.

4) Коммуникация с консулами и ответы на запросы: программы, где необходимо наладить прямой, личностный канал коммуникации с гражданами, отправляющимися в путешествие за пределы страны, создав все необходимые условия для их поддержки в случае кризисных ситуаций.

5) Меры в случае чрезвычайной ситуации: основной целью программ является стремление использовать преимущества новых ИКТ в случае стихийных бедствий, а также других чрезвычайных ситуаций.

6) Обеспечение свободы сети интернет: создание технологий, позволяющих сохранять свободный и открытый характер интернета. Не менее важными задачами являются продвижение и популяризация принципов свободы слова и демократии, а также подрыв власти авторитарных режимов.

7) Внешние ресурсы: создание цифровых инструментов, позволяющих привлекать зарубежных экспертов и использовать их способности для продвижения национальных интересов.

8) Планирование деятельности: целью программ, попадающих в данную категорию, является эффективный контроль, координация и планирование деятельности различных органов правительства в сфере международной политики, в качестве ответа на интернационализацию бюрократии.

С развитием и институциональным укреплением электронной демократии, планируется дальнейшая разработка рабочих программ. К примеру, по мере адаптации Госдепа к новым условиям ведения дипломатии, возникает необходимость перехода к более гибким и удобным формам сотрудничества с государствами-партнерами.

Офис электронной дипломатии (Office of eDiplomacy) рассматривает это направление как одну из самых важных и перспективных сфер развития в рамках Глобальной партнерской инициативы Госдепартамента. Так, уже есть несколько позитивных примеров инициативы в действии: функционирование посольства США в Мехико, посольства Мексики в Вашингтоне, Отдела по делам Мексики в главном управлении Госдепартамента (Mexican Affairs office in State Headquarters), а также Министерства иностранных дел Мексики. Все эти институты ведут тесное сотрудничество по широкому спектру проблем: например, они координировали усилия по предотвращению стихийных бедствий и ликвидации их последствий в приграничных регионах, с использованием глобальной сети и облачных инструментов.

Другим многообещающим направлением развития электронной дипломатии является налаживание связей между диаспорами, как в пределах страны, так и за рубежом. К примеру, во время землетрясения на Гаити, американские гаитяне с готовностью помогали переводить твиттер-сообщения на английский язык.

eDiplomacy распространяется в государственных органах со скоростью эпидемии

Инициатива электронной дипломатии началась с учреждения целевой рабочей группы по проблемам электронной дипломатии в 2002 году. Сейчас это Офис электронной дипломатии. Вскоре, перспективность и полезность данной инициативы была признана многими отделами Госдепартамента. На сегодняшний день, в различных органах Госдепартамента функционируют 25 узловых отделений инициативы электронной дипломатии. Некоторые из них фокусируются исключительно на проблемах, имеющих отношение к электронной дипломатии. Другие — были учреждены на традиционных рабочих местах, например, в региональных бюро, с целью облегчения адаптации к меняющимся условиям ведения дипломатии.

Принимая во внимание последовательность усилий, предпринимаемых госсекретарями США по продвижению электронной дипломатии, неудивительно, что Госдепартамент значительно опережает министерства иностранных дел зарубежных стран в переходе к этой форме ведения дипломатии. Колин Пауэлл, с его богатым опытом работы в наиболее технологически оснащенных вооруженных силах мира, впервые выдвинул идею электронной дипломатии. Кондолиза Райс поддержала и расширила инициативу, введя в обиход понятие дипломатии преобразований. Хилари Клинтон развила идеи своих предшественников при помощи амбициозной концепции искусства управления государством в 21 веке.

Приведенная ниже схема показывает масштаб распространения электронной дипломатии в остальных органах Госдепартамента. Усилия различных институтов США по популяризации электронной дипломатии в различных странах мира остались за пределами данной схемы, как и работа в рамках инициативы, которая ведется НГО и IT-компаниями. Даже за исключением этих позиций, в Госдепартаменте около 150 человек имеют прямое отношение к электронной дипломатии.

Схема 1: Узловые отделения электронной в государственных органах и количество работников, занятых в реализации инициативы

Схема 1: Узловые отделения электронной в государственных органах и количество работников, занятых в реализации инициативы

В то время как первая схема, представляет распространение электронной дипломатии в различных государственных организациях, вторая схема располагает узловые отделения электронной дипломатии в зависимости от реализуемых целей (в соответствии с категоризацией, предложенной выше).

Вторая схема располагает узловые отделения электронной дипломатии в зависимости от реализуемых целей

Продолжение следует…

Фергюс Хансон
Оригинал: «Revolution @State: The Spread of Ediplomacy»
Перевод Василия Наумова (Vasil Navumau) специально для e-gov.by

Мнения:

Метки

Книги