Темы  /  Лучшие практики

Европейские смарт сити. Краткий обзор развития

stockholm

Хотя первые «умные города» появились не в Европе, именно здесь наибольшее развитие получила практика создания смарт сити на базе существующего городского пространства. Очевидно, что европейцы не могут себе позволить строить города “с нуля”, подобно тому, как это, например, происходит в Южной Корее в случае с Сонгдо. С другой стороны, корпоративные кварталы, наподобие района Фудзисава, построенного Panasonic, также не пользуются большой популярностью. Возможно, свою роль играет разница в культуре.

Сегодня, по данным сайта eu-smartcities.eu, в европейских городах реализуются около тысячи различных проектов, связанных с развитием смарт сити. Причем из 300 городов больше всего инициатив приходится на  испанские и итальянские. Отметим сразу, что это лишь приблизительное количество, так как часть проектов осуществляется под эгидой частных компаний, таких как IBM или Cisco, часть в рамках реализуемой Еврокомиссией программы Digital Agenda, а часть — на уровне гражданских инициатив.

Смарт сити развиваются очень динамично – новые проекты в рамках этой концепции появляются каждый день.

Как и во всем мире, концепция «умного города» появилась в Европе в конце нулевых – начале десятых годов. Первые проекты, связанные со смарт сити, были реализованы в 2011–12 годах в таких городах, как Стокгольм и Барселона. В 2013–14 годах уже появились первые планы по их реализации и в других местах. Вскоре акцент на то, чтобы «поумнеть» сделали практически все европейские столицы.

Так как рассмотреть все европейские смарт сити в одной статье невозможно, мы остановимся на наиболее успешных и популярных проектах.

Барселона – урбанистическая лаборатория

Хавьер Триас, являвшийся мэром Барселоны с 2011 по 2015 годы, отмечал, что «мы просто обязаны повысить качество жизни людей благодаря новым технологиям. Также мы должны создавать новую экономику, в основе которой будут лежать городские инновации[1]». Сегодня в столице Каталонии насчитывается более 50 инициатив и проектов, непосредственно связанных с развитием Барселоны как «умного города». Здесь есть приложения для туристов,  социальные, а также коммерческие проекты. Так, по заверениям Триаса, в ближайшие десять лет, благодаря проекту IoE (internet-of-everything), активно развиваемому компанией Сisco, бюджет города пополнит около 3.6 миллиардов евро. Причем произойдет это за счет сбора данных, которые позволят провести революцию в логистике и сократить расходы. Например, трансформировать систему сбора мусора, оптимизировать транспортные услуги и многое другое.

Особенностью разработки смарт-проектов в Барселоне, как и в большинстве других европейских городах, является ее принципиальная инклюзивность.

В ней участвует не только администрация города, но также бизнес, университеты и гражданское общество. IT стали движущей силой для реализации планов по повышению эффективности городской мобильности, увеличению привлекательности города для бизнеса, обеспечению широкого доступа к образованию, развитию культуры и здравоохранения, а также социальной интеграции. Всего за несколько лет Барселона превратилась в город-лабораторию, в котором можно разработать, протестировать и использовать самые продвинутые решения в области электромобильных технологий, урбанистического развития и возобновляемых источников энергии. Так, например, частью этой урбанистической лаборатории стал проект городской регенерации 22@Barcelona. Это район, на территории которого можно опробовать различные инновационные проекты, протестировать передовые технологии и провести другие эксперименты в сфере смарт сити.

Рассмотрим примеры проектов в рамках концепции умного города, успешно внедренные в Барселоне:

Самодостаточные острова – создание энергетически независимых пространств на территории города, которые позволяют развить практики устойчивого производства и использования энергии.

Портал открытых данных, открывающий общественности городские данные и ставящий перед собой 3 основные цели: повысить уровень прозрачности политики городского совета, универсализировать доступ к данным, содействовать инновациям и экономическому росту.

Умная парковка – сенсорная сеть, позволяющая быстро найти свободные парковочные места.

Общественные велосипедыпрокат велосипедов, которые являются самым экологически чистым способом передвижения.

Поддержка пожилых людей – сообщество профессионалов, волонтеров и просто граждан, готовых помочь другим. Проект ставит своей целью избавить от одиночества людей в возрасте. Как показал опыт, проект позволяет сплотить жителей отдельных кварталов, повысить степень их доверия друг к другу.

Также город стремится максимально использовать потенциал переработки органических отходов в энергию. Селективный сбор и обработка мусора может снизить количество выбросов углеродного газа на 65%. Было подсчитано, что если семья из 4-х человек будет сортировать органические отходы в течение года, то произведенной энергии хватит на поездку на электромобиле из Барселоны в Варшаву[2].

Стокгольм – сердце электронной демократии

Реализуемые в Стокгольме проекты смарт сити, как и вся система шведского электронного правительства[3], ориентированы исключительно на интересы граждан. Город оснащен волоконно-оптической сетью и является первым в мире, где был запущен стандарт мобильной связи 4G. Реализацией этого проекта занялась компания Stokab, которая поставила перед собой цель обеспечить коммуникационную инфраструктуру, создать условия для конкуренции, способствовать многообразию выбора, развитию IT и предпринимательства.

Не менее важным символом цифрового Стокгольма стал проект  Kista Science City – вариант шведской «силиконовой долины».Это город, в котором сосредоточены как представительства крупных ИТ-компаний, таких, например, как IBM, так и филиалы шведского Королевского института технологий и Стокгольмского университета.  Также невозможно не упомянуть Royal Seaport – новый квартал, в котором муниципальные власти планируют разместить 12000 домашних хозяйств и 35000 новых офисных пространств, чтобы превратить его в один из самых привлекательных жилых кварталов Европы.

Кроме того, Стокгольм ставит перед собой амбициозную цель стать CO2-нейтральным к 2030 году и для этого разработал Зеленую стратегию[4]. При помощи этого документа власти намерены снизить уровень негативного воздействия на окружающую среду и уменьшить общее потребление энергии.

Открытые данные также являются приоритетом развития современного Стокгольма, поскольку содержат огромный потенциал для создания инновационных продуктов и услуг. Проекты, связанные с открытыми данными, позволяют гражданам контролировать  расходы местного бюджета, а также принимать более информированные решения. Власти выложили в открытый доступ огромные объемы данных об окружающей среде, демографических тенденциях, уровне преступности и др. В рамках этой инициативы был также организован конкурс Open Stockholm Award, стимулирующий граждан и компании к активному использованию открытых данных. В 2014 году благодаря конкурсу власти осуществили на практике  около 200 идей, касающихся новых е-услуг, а также  разработали и внедрили около 60 инновационных решений.

Отличительной чертой Стокгольма как смарт сити является непрерывный и структурированный диалог городского совета с гражданами и частными предприятиями.

Каждый год среди жителей города проводится анкетирование, во время которого им задают 10 вопросов о качестве, эффективности и доступности электронных услуг. Это повысило доверие граждан к городской администрации и перевело коммуникацию между чиновниками и простыми людьми на новый уровень. На данный момент 90% коммуникации с городской администрацией осуществляется в электронном виде.

Амстердам – «город изобилия»

Столица Нидерландов является одним из лидеров европейского движения смарт сити. Отправной точкой всех смарт-проектов в Амстердаме стала разработанная местным муниципалитетом стратегия устойчивого развития, которая предписывает сделать город углеродно-нейтральным. Амстердамская платформа смарт сити[5] – это партнерство, объединяющее более 70 cубъектов бизнеса, администрации, исследовательских учреждений и граждан, внутри которой предлагаются, разрабатываются и продвигаются смарт-проекты. Главная цель платформы — снизить к 2040 году количество углеродных выбросов в городе на 75%.

Среди многочисленных проектов, стремящихся сделать город более «умным», особого внимания заслуживает проект экономики совместного потребления (так называемая «коллаборативная» экономика). Данная инициатива — “Amsterdam Sharing City” — появилась в 2015 году и сделала Амстердам первым в Европе городом совместного потребления.

По мнению инициаторов проекта индивидуальное владение вещами или услугами часто является неэкономным: не каждый день мы используем имеющуюся у нас дрель или личное авто, перечитываем книги или пользуемся своей недвижимостью. Совместное потребление помогает оптимизировать использование имеющихся ресурсов, сократить расходы энергии, пространства, денег и других ценных для перенаселенного города ресурсов, при этом усиливая социальную сплоченность граждан и устраняя социальную изоляцию. По словам основателя проекта peerby.com Дана Веддепола,

город – это источник изобилия, надо только уметь им пользоваться.

Стратегическая цель платформы совместной экономики sharenl.nl — сделать к 2030 году Нидерландское общество полностью коллаборативным. Одновременно, благодаря большей сплоченности и увеличению локального экономического сотрудничества, оно станет более здоровым, устойчивым и менее зависимым от администрации и крупных корпораций.

Что же нужно для того, чтобы данный проект стал реальностью в других городах? Как объясняет представитель экономического совета Амстердама Виллем Куман, необходимо соблюдение двух условий. Во-первых, создание солидной технической базы: «Экономика совместного потребления основывается на цифровых технологиях. Жители Амстердама повсеместно подключены к сети и имеют высокий уровень цифровой грамотности, что позволяет популяризовать подобные платформы». Во-вторых,  высокий уровень доверия: «Граждане Нидерландов доверяют как друг другу, так и органам местного самоуправления». Отсутствие гражданской солидарности и взаимного доверия делают проекты совместной экономики невозможными.

Заключение

Очевидно, что «умные города» в Европе строятся не по инициативе администрации, не являются лишь проектами национальной или местной политики, а представляют собой результат эффективного сотрудничества государственного, частного и гражданского секторов. Государственные структуры создают соответствующую юридическую базу, бизнес находит способы привлечь инвестиции, граждане активно включаются в разработку проектов и их реализацию. Таким образом, в городской среде реализуются инновации, помогающие сэкономить ресурсы, снизить уровень загрязнения окружающей среды и повысить уровень социальной сплоченности граждан, что приводит к строительству устойчивого и здорового общества.

С сожалением можно констатировать, что в Беларуси подобных условий для реализации проектов смарт сити сегодня нет. Исследование и развитие городских смарт-инициатив пока что принадлежит исключительно гражданским активистам; возможно, завтра к ним проявят интерес частные и государственные субъекты.

[1]http://www.climatechangenorthwest.co.uk/sites/default/files/NWCC_Smart%20Cities%20Presentation.pdf

[2] http://smartcity.bcn.cat/en/organic-waste-recycling.html

[3] Подробнее о ней можно почитать здесь: http://e-gov.by/best-practices/shveciya-cifrovaya-naciya

[4] С ней можно ознакомиться по данному адресу: http://international.stockholm.se/globalassets/ovriga-bilder-och-filer/green-it-strategy.pdf

[5] Смарт Амстердаму посвящен даже целый сайт: http://amsterdamsmartcity.com

 

Мнения:

Метки

Книги