Темы  /  Лучшие практики

E-government в Польше: первые шаги

29 декабря 2013
internet

Впервые о E-government в Польше заговорили еще в 1994 году. От этих первых дискуссий до сегодняшнего уровня развития электронного правительства прошло 20 лет. Это история преодоления недоверия и скепсиса, история успехов и ошибок.

Официальным началом существования в Польше такого явления, как E-government можно считать 2000 год, когда Комитет научных исследований разработал документ под названием «Общество глобальной информации в условиях вступления Польши в Европейский союз». Этот документ должен был убедить власти и общество в необходимости принятия курса на создание Информационного общества. По мнению авторов, страна больше не могла игнорировать изменения, которые происходят в Европе.

К этому времени Польша уже серьёзно отставала от своих западных партнёров. Так, во Франции еще в 1998 году вступил в силу правительственный план, в котором, кроме прочего, предусматривалось создание электронного правительства. Похожий план был презентован в Германии еще раньше — в 1996 году.

От дискуссий — к планированию

В Министерстве экономики был подготовлен план действий в поддержку развития информационного общества на 2001-2006 гг. «еПольша» — 70-страничный документ, который, кроме прочего, предусматривал обеспечение быстрым интернетом сообщества ученых, возможности для широкого и дешевого доступа к Сети всех граждан, а также распространение информационных технологий в экономике, администрации, медицине и правоохранительных органах.

Это был первый документ подобного рода, принятый в Польше, в какой-то степени его можно назвать революционным — государство признало, что наступает новая эра.

«В высокоразвитых обществах наблюдается мощная тенденция к переходу от экономики, которая опирается на труд и капитал к экономике, которая опирается на знания, где ключевую роль играет информация и информационные технологии. Мы входим во время цифровой цивилизации. Знание становится главным ресурсом», — говорится в документе.

В плане указаны конкретные шаги, которые приблизили Польшу к стандартам Западной Европы. Так, для развития телекоммуникационных услуг было решено создать условия, максимально благоприятные для таких кампаний и стимулировать конкуренцию в секторе. В учебных заведениях обязательным стало наличие компьютерных классов и доступа в интернет, началась работа над общенациональной образовательной программой, которая стимулирует создание новых предприятий, предоставляющих услуги, связанные с использованием ресурсов интеренета. Отдельный раздел документа посвящен е-администрированию.

Каждый пункт в плане имел своего исполнителя, сроки исполнения и указанный источник финансирования.

Законодательная база

В 2000 году Сейм (польский парламент) проголосовал за постановление о строительстве информационного общества. А в 2001 году были приняты важные для формирования польского E-government: создан Бюллетень общественной информации (BIP), принят закон о доступе к публичной информации и урегулирован вопрос о электронной подписи.

Эти изменения были приняты согласно разделу II Конституции Польши, в котором говорится, что «гражданин имеет право на получение информации о деятельности органов власти и лиц, исполняющих государственные функции. (…) Право получения информации включает в себя доступ к документам».

BIP был создан для распространения в электронной форме общественной информации. Это система интернет-страниц, на которых размещается базовая информация об организации либо данном органе власти. Такие страницы обязательно должны иметь органы власти, политические партии, профсоюзы и т. д.

Следующим шагом в развитии E-government online casino в Польше стал документ ePoland, содержащий план действий по развитию информационного общества, который был создан по образцу Европейского плана развития eEurope.

Этот документ обновлен в 2002. Другая версия этой стратегии была названа ePoland-2006.

2013 году парламент принял поправки в закон о информатизации. Новая редакция закона должна упростить контакт граждан и бизнеса с публичной администрацией, административными судами, а также повысить количество и качество е-услуг. В частности, закон упрощает процедуру получения бесплатной электронной подписи (защищенный профиль). Такой профиль регистрируется на специальной электронной платформе ePUAP, которая на сегодняшний день является центром публичных е-услуг. Однако, чтобы воспользоваться таким профилем, нужно пройти процедуру верификации, что предусматривает один визит в госорганах. С новыми нормами профиль можно будет подтвердить в любом отделении почты.

Новый закон также уравнивает бумажные и электронные документы. И если гражданин обращался в государственный орган с помощью электронного документа, то и орган власти должен дать ответ в электронной форме.

И, пожалуй, одно из ключевых нововведений — разработка Электронного ящика заявлений.

Это единый для всех государственных органов стандарт и унифицированная электронная система обращений граждан. До недавнего времени требования к заявлениям граждан у разных органов власти могли отличаться.

Е-услуги для граждан

В сравнении с другими странами Евросоюза Польша находится далеко не в лидерах по развитию E-government. Тем не менее, довольно большое количество услуг для граждан доступны в режиме он-лайн. Вот основные из них:

  • Подача обязательной декларации о доходах
  • Поиск работы и получение права на пособие по безработице
  • Получение удостоверения личности
  • Выдача водительских прав
  • Выдача паспорта
  • Регистрация автомобиля
  • Получение разрешения на строительство
  • Подача заявления в полицию о нетяжком правонарушении (например, о краже)
  • Доступ к каталогам публичных библиотек
  • Подача документов в университеты
  • Смена места регистрации
  • Запись к врачу

Благодаря системе идентификации граждан и юридических лиц, введению электронной подписи, непосредственный визит к чиновнику теперь в этих случаях необязателен.

Однако со стороны гражданского общества слышна критика в адрес властей: E-government в Польше развивается слишком медленно. Так, некоммерческая организация «Центр исследований цифрового правительства», которая помимо прочего занимается мониторингом и анализом прогресса относительно внедрения концепции цифрового правительства в Польше, отмечает ряд проблем в развитии электронного правительства в Польше. Надо отметить, что почти все эти проблемы характерны и для формирования электронного правительства в Беларуси, что обусловливает сходство проектов e-Gov в обеих странах.

Среди самых главных вызовов, по мнению «Центра», – отсутствие взаимодействия между субъектами, внедряющими новые информационные решения. Вторая проблема — при проектировании он-лайн услуг только в небольшой степени берутся во внимание реальные потребности граждан и бизнеса. Третья проблема — значительная часть общества не имеет достаточных знаний и умений, чтобы воспользоваться цифровыми технологиями, в результате речь идет о «цифровом исключении» многих граждан. И, наконец, четвертая проблема — рост киберпреступности, создание обширных электронных реестров с данными граждан это не только ускорение многих процедур, но и необходимость защищать эти данные.

Дмитрий Егоров

Мнения:

Метки

Книги